Европарламент намерен выразить свою озабоченность приговором суда по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Авторы проекта также пишут об арестах оппозиционных активистов после их участия в санкционированном митинге в Москве.
Любопытно, что накануне в Страсбурге состоялась пресс-конференция с участием сопредседателя Партии народной свободы Бориса Немцова. Ее тема — «Состояние российской оппозиции накануне парламентских выборов». На ней Немцов сказал: «Если бы в России были свобода и демократия, если бы были честные выборы и соблюдались законы, нам не пришлось бы ездить в Брюссель и Страсбург, мы бы сами справлялись».
Но авторы резолюции отрицают, что лидеры российской оппозиции повлияли на их решение. По словам евродепутатов, основным доводом для принятия документа стало вступление России во Всемирную торговую организацию, что накладывает на страну обязательство всегда руководствоваться лишь верховенством права.
Депутаты Европарламента давно уже указывают на коррупцию и неравенство в российском обществе. Но теперь они призывают Совет ЕС применить санкции против российских чиновников, напрямую ответственных за нарушения прав человека и пренебрежение понятием «правовое государство».
«Российские власти сильно занервничали, когда столкнулись с угрозой введения запрета на въезд в ЕС. Это говорит о том, что с помощью таких мер ЕС может изменить ситуацию в России к лучшему», — заявил представитель Европейской народной партии Тунне Келам из Эстонии.
Его британский коллега Грэхем Уотсон предложил не разрешать руководству стран, где попираются права человека, «отмывать свои деньги через европейскую банковскую систему, принимать их детей в наши школы и университеты и позволять им отдыхать на наших курортах». Этот весьма недвусмысленный намек представителя туманного Альбиона легко объяснить: именно в Англии учатся дети многих российских чиновников. Причем не только получают образование, но и умудряются нарушать закон и вляпываться в громкие скандалы, как это, например, было с отпрыском вице-премьера Александра Жукова, судимым в Лондоне за драку.
Возможность принятия Европарламентом резолюции вызвала раздражение в рядах российских депутатов-единороссов. Заместитель главы комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов заявил: «Когда такие резолюции предлагаются без какого-либо повода, это вызывает недоумение и наводит на мысль, что им просто нечем больше заняться».
Видимо, по мнению парламентария, аресты Немцова, Косякина, Лимонова, Яшина, приговор по делу экс-руководителей ЮКОСа, коррупционные скандалы — все то, что бурно обсуждается в обществе, не является поводом для разговоров о плачевной ситуации с нарушениями прав человека в России.
Комментирует Илья Яшин, член бюро федерального политсовета движения «Солидарность»
Некоторые российские официальные лица связывают внесение на рассмотрение Европейского парламента данного проекта резолюции с визитом в Страсбург и выступлением Бориса Немцова. Он действительно сейчас находится там, но должен сегодня вернуться в Москву. Так что на рассмотрении документа присутствовать не будет. Однозначно можно сказать, что Борис Немцов не является лоббистом этой резолюции и не посещал Страсбург с целью ее продвижения.
Причиной рассмотрения Европарламентом возможности введения в отношении некоторых российских чиновников санкций стало внимание самих европейцев к тому, что происходит в нашей стране. Они понимают, что деятельность руководства России направлена на обслуживание собственных интересов, что права человека подавляются в самом широком смысле. И члены ЕП имеют право оградить свои страны от посещения Евросоюза людьми, которые нагло, демонстративно презирают, растаптывают европейские ценности. Любой человек может не пускать неприятных ему людей к себе домой.
Мы действительно вели консультации с членами Европарламента и высказывали свое мнение относительно тех или иных событий в нашей стране. Рассказывали европейцам, представителям Соединенных Штатов о том, что у нас происходит. Нам важно, чтобы у людей за рубежом складывалось мнение о России не только под воздействием кремлевской официальной пропаганды, но и с учетом альтернативных источников информации. Нам задают вопросы, мы на них отвечаем. Рассказываем подробности по приговору Михаилу Ходорковскому, Платону Лебедеву, подробности относительно новогодних арестов оппозиционеров, судов над ними.
То есть мы делаем это не целенаправленно и навязчиво, а отвечая на задаваемые нам вопросы. Интерес проявляют сами европейцы. И на основе этих данных реагируют. Сегодняшнее обсуждение проекта резолюции — одна из таких реакций.
Мы, впрочем, не придаем обсуждаемой резолюции принципиального значения. Конечно, это полезно для профилактики самых наглых правонарушений, допускаемых чиновниками, судьями, сотрудниками правоохранительных органов. Им будет полезно знать, что в случае продолжения нарушения закона они в какой-то момент могут оказаться невъездными в страны Европы. Понятно, что демократия в России — дело в первую очередь российского народа, а не европейцев, американцев или кого бы то ни было еще.
На принятие резолюции есть определенные шансы. Конечно, ожидать того, что список невъездных возглавит Владимир Путин, не стоит. Хотя это было бы очень эффектно и эффективно. Но, учитывая высокую энергозависимость Европы от поставок российских газа и нефти, ЕП на такой шаг не пойдет. Однако в список могли бы войти такие одиозные личности, как, например, Владислав Сурков, судья Виктор Данилкин, прокурор Гульчехра Ибрагимова и другие.
Принимать или не принимать резолюцию в отношении российских чиновников — решать самим европейцам. Здесь никаких обид на них с нашей стороны быть не может. У Европы есть свои интересы. Мы рады и признательны за то, что они радеют за права человека в России, предпринимают какие-то шаги по улучшению ситуации в стране, и надеемся, что они будут делать это и в будущем.