Напомним, что в конце прошлой недели сотрудницей пресс-службы Госдепартамента Соединенных Штатов Джоанной Мур была подчеркнута неизменность поддержки США Токио в его спорах с Москвой о том, кому принадлежат Курильские острова. Эту позицию еще в ноябре 2010 года озвучил официальный представитель Госдепа Филип Кроули.
Как известно, Япония претендует на четыре острова юга Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), считая основой таких притязаний Трактат о торговле и границах 1855 года. По версии Москвы, южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого считает себя Россия) по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.
В ноябре 2010 года Южные Курилы впервые посетил Дмитрий Медведев. Премьер Японии Наото Кан назвал эту поездку «возмутительной грубостью». Москва ответила в безапелляционной форме, дав понять, что суверенитет РФ в отношении Курил не подлежит пересмотру, а президент России волен совершать любые рабочие поездки по своим территориям.
За комментарием последних событий в непрекращающейся тяжбе о Курилах мы обратились к писателю и публицисту Александру Проханову.
По словам Проханова, ничего нового в действиях США нет: они-то как раз ведут себя последовательно, раз за разом подтверждая суверенитет Японии, своего союзника, на острова Южной Курильской гряды. И в этом смысле Россия проигрывает: у нас нет ни твердой позиции, ни преемственности по отношению к великой державе — Советскому Союзу, с которым вынуждены были считаться.
Российская власть, говорит писатель, подтвердившая, как показали недавние юбилейные торжества, верность Ельцину, остается верной и самому худшему в нем. Ельцин раздал столько исконно русских земель — Украину, Белоруссию, республики Закавказья, Бессарабию, — что жесты в сторону Курил выглядят неубедительно и жалко. Им нет веры.
«Хотя должное, — подчеркивает Александр Проханов, — недавним визитам Медведева и главы Минобороны Сердюкова я отдаю: это их подвиг в некотором смысле, первая поездка такого рода за всю послевоенную историю. И программа насыщения островов современным оружием — все это правильные меры. Однако повторюсь: без ясной стратегии, подразумевающей новый имперский проект, без объединительной в отношении всех русских земель воли это выглядит ритуальным дипломатическим танцем».
«Я бы хотел знать, — продолжает Проханов, — как далеко способна нынешняя власть пойти в отстаивании своих претензий. Будет ли она стрелять, в случае если от Хоккайдо двинется флотилия к тому же Кунаширу, задействует ли пулеметы и ракеты? Готовы ли мы огнем защищать свою суверенность, как на острове Даманском 40 лет назад, если уже не тысячи, а сотни тысяч китайцев тучей, саранчовой массой попрут через границу? Смогут ли начальники отдать приказ применить страшное оружие или альтернатива уступкам, потерям, окончательному распаду страны давно торжествует, как и почти во всем у нас, одна сплошная имитация? Дожмут ли нас, как развалили благополучно Советский Союз, с помощью «пятой колонны», или мы наконец встряхнемся?» — задается вопросом писатель.