Телеканал «Аль-Джазира» передавал в течение нескольких дней, что бомбы летели на головы не только демонстрантам, но и на жилые кварталы Триполи. Безразличные ко всему наемники расстреливали людей прямо на улицах, лояльные к авторитарно-тоталитарному режиму военные врывались в больницы и нападали на врачей и раненых.
Вчера в Москву стали прибывать самолеты с эвакуированными из Ливии нашими соотечественниками. Интересно, что свидетельства очевидцев диаметрально противоположны друг другу. Одни утверждают, что было много крови и они боялись за свои жизни, другие — что СМИ нагнетают обстановку. «Самолеты кружили над нашими домами. Мы боялись, что вот-вот начнется очередная бомбежка, и не знали, где спрятаться. На улицах шли бои, стреляли и по мирным жителям. Было много крови!» — вспоминает Надежда Данилова, прибывшая из Триполи.
Между тем Карен Бабаджанян, работавший в Ливии менеджером, уверяет, что сейчас в столице страны все спокойно. «Последние три ночи лично я не слышал ни единого выстрела, в самом же городе с 11 часов введен комендантский час. «Ужасы» приукрашены телеканалом «Аль-Джазира», ведь именно он первым сообщил о конфликте в стране, а остальные СМИ на него ссылались...» — заявил он.
Сотрудники ОАО «Татнефть» рассказывали, что жили на достаточно удаленном расстоянии от Триполи, чтобы не оказаться в эпицентре беспорядков. «Мы не знаем, что конкретно происходило на улицах города. Как таковой гражданской войны мы там не увидели, — пояснил замдиректора филиала компании Наиль Хабибуллин. — По ночам, конечно, слышали залпы из крупнокалиберных пулеметов. Но нас, слава богу, это не коснулось. Спасибо, нас вовремя вывезли».
Эксперты вспоминают, что восстание «Братьев мусульман» в Ливии уже было в конце 80-х, и Каддафи его жестоко подавил. Но о появлении за эти двадцать лет серьезного религиозного подполья раньше ничего не писали и не сообщали. Специалисты недоумевают, как при неплохо работающих спецслужбах в Джамахирии власть допустила столь бурное развитие протестного движения.
До сих пор неизвестно, кто руководит оппозицией. Предположить, что все это просто стихия, невозможно. Тем более что Ливия в отличие от Египта кланово-племенная страна. Поэтому некоторые эксперты предполагают, что беспорядки — своеобразное проявление конфликта между племенами.
Есть также сообщения из независимых источников, что самолеты бомбили военные части, командиры которых отказались повиноваться главкому. Но никаких авиаобстрелов жилых кварталов и в помине не было.
Примечательно, что основные волнения начались в Бенгази и Байде. В Бенгази несколько лет назад пострадали около 40 человек, которые штурмовали итальянское консульство из-за известных карикатур на пророка Мухаммеда, а город Байда — бывшая вотчина свергнутого Каддафи короля Идриса.
Основной источник информации о событиях в Ливии — телеканал «Аль-Джазира», управляемый катарской монархической семьей. Напомним, владелец этого канала, катарский эмир, — основной конкурент Ливии на мировом рынке газа. Так что нельзя исключать и того, что дестабилизация обстановки и смена власти в Триполи носит иные — чисто внешнеэкономические — причины, нежели борьба народа с сатрапом Каддафи.
Может быть, именно поэтому официальные российские власти очень сдержанно реагируют на происходящее в этом регионе. Хотя, возможно, России конфликт в Ливии принесет немалые экономические бонусы.
Если учесть, что события в Египте уже послужили поводом для преодоления стоимости нефти психологически важной отметки в 100 долларов за баррель, то новый виток конфликта в Ливии вполне сможет стать поводом для дальнейшего увеличения цены черного золота, что, безусловно, пополнит бюджет РФ.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока
Котел с запаянной крышкой, из которого пару выходить некуда, взрывается. Каддафи за годы своей власти зачистил все политическое поле. Ликвидировал всех, кто, как он считал, представлял малейшую угрозу его персональной власти, еще на самом раннем этапе их деятельности.
Когда соседние режимы рухнули и Ливию попробовали на прочность, выяснилось, что Каддафи — колосс на глиняных ногах. Это стало неожиданностью и для него самого, и для многочисленных экспертов и наблюдателей. Они все видели, что режим свиреп, жесток, кровав. Оказалось же, что свергнуть Каддафи можно.
Остается лишь вопрос, кого или что ему удастся уничтожить, перед тем как его самого и его детей добьют. А то, что его свергнут и убьют, это точно. Он уже столько людей там перебил и такими методами, с привлечением тунисских наемников, что ему этого никто не простит. В Ливии 140 племен. 30 из них — крупные. И племя Каддафи лишь одно из этих 30. Остальные будут искать его, пока не уничтожат.
Урок Ливии в понимании факта: нет ничего вечного в мире. Казалось, что здесь смена власти невозможна, но ситуация изменилась, мир изменился, Каддафи состарился, перегнул палку, воспитал поколение недееспособных принцев. Страна с 30 процентами безработных утомилась от бесперспективности и беспросветности.
Сказать сейчас, что будет с Ливией после Каддафи, сложно. Уж очень долго — более 40 лет — он руководит страной, не занимая, кстати, никакой официальной должности. Не исключен и захват нефтеносных районов войсками армий Запада.