Никогда прежде я не был в Прибалтике. Дабы дети росли сильными, здоровыми и шелковистыми, родители-врачи ежегодно отвозили нас с сестрой на Украину, где содержали в загородном доме отдыха эпохи первых колонистов. Так что европейская утонченность прибалтийского побережья прошла мимо меня. Потом — развал Союза, известные и неизвестные события, телевизор, и стало понятно, что я там уже не побываю. Особенно, конечно, было обидно за Таллинн — «Вертикальный город», Довлатов, Веллер… Но снос Бронзового солдата и истерика, которую закатили по этому поводу российские власти, поставили на моей мечте поглазеть на Кадриорг большой крест — в прямом и переносном смысле.
Я еще тогда не понимал: на почве чего крик в телевизоре? Жители суверенного государства приняли решение перенести памятник солдатам, которых они считают оккупантами, с центральной площади города. Не разрушить, а именно перенести, причем на мемориальное военное кладбище. Останки бойцов — перезахоронить, со всеми воинскими почестями. Но на фоне этого необычного, печального, но вполне естественного, на мой взгляд, события разворачивается пиар-акция невиданных масштабов. Патриотизм бьет ключом. Государства расстаются, хлопая дверьми.
Но вот постепенно-постепенно начали просачиваться слухи о том, что отстрел русских на улицах Эстонии не столь уж и масштабен. Друг — россиянин, житель Финляндии, — начал зависать в «Вертикальном городе» чуть ли не каждый год. На прошлых выходных оказался я по вздорным обстоятельствам у него в Хельсинки. Был посажен на вечерний паром и препровожден в тот самый Таллинн. Два часа по ледовым полям Финского залива на корабле размером со среднестатистическую российскую глубинку — и нас уже запихивает в джип человек, которого по-настоящему, от природы, зовут Андрус. При этом по-русски он говорит получше большинства моих соотечественников.
Два ночных часа, которые мы аккуратно мчались по заснеженной Эстонии в загородный Дом отдыха (тьфу ты, провались!..), я посвятил расспросам Андруса о нынешней ситуации. Вот как с его слов выглядит отношение эстонцев к России.
Во-первых, все вранье. И то, что нас до сих пор считают оккупантами, и едва ли не ежедневные марши бывших эсэсовцев, и бытовая ненависть ко всем русским. Действительно, побродив через пару дней по Таллинну, посидев в кафешках, посетив магазины, я убедился лично: по-русски говорят везде, все и без отвращения. По той простой причине, что в большинстве эстонских школ его учат со второго класса как иностранный, наравне с английским. За два дня пребывания нам лишь дважды сказали «не понимаю по-русски», и оба раза это были очень молодые люди, которые действительно могли не понимать (второй вообще, по-моему, был финном). Обращение — ровное: сдержанное, но доброжелательное. В спину не плюют, а чихнешь — пожелают здоровья.
Так что ненависть эстонцев к россиянам несколько преувеличена. Я бы даже сказал, относительно сфабрикована. И что самое интересное — у них так же! Оказывается, по эстонскому телевидению образ русского врага действительно культивируется, как турнепс!
…По дороге назад, уже передвигаясь по Финляндии, поймали «Маяк». И собственными ушами услышали, как шоумен Сергей Стиллавин сообщил, что получил сенсационную информацию. Выходные у Сергея были испорчены, потому как источник этой информации заслуживает полного его, Стиллавина, доверия. Текст, зачитанный шоуменом в эфире, считаю необходимым привести полностью:
«Работаю в японской компании. На неделе посол Японии вызвал всех глав представительств японских компаний в Москве (а у них очень все плотно с властью, в посольстве знают каждого работающего здесь джапа-экспата в лицо, туристы не в счет). Так вот! Вызвал и заявил им, чтоб все были на чемоданах, готовыми в любую минуту к выезду на родину!
Правительство нашей страны в настоящий момент рассматривает возможность объявления войны России с целью возврата северных территорий. Так как население Японии составляет 125 млн человек, а население России 140 млн, это вполне сопоставимые условия для ведения победоносных боевых действий, с учетом того, что ВС РФ в ущербном состоянии, а правительство в слабом состоянии перед мировой общественностью для того, чтобы применить ядерное оружие».
Этот текст сейчас размещен на личном блоге Стиллавина stillavinsergei.livejournal.com, и название носит самое зловещее: «СРОЧНО: Япония готова объявить войну России».
Забегая вперед, отмечу: больше никакие источники слова Стиллавина не подтверждают. Это, правда, ни о чем не говорит — информация Зорге в свое время тоже была уникальной. Тем не менее шоумен целый час паниковал в прямом эфире на тему грядущей войны.
Затем дебаты продолжились в Сети и постепенно затухли только спустя неделю. Возможно, спорщики догадались почитать японскую конституцию, которая еще в 1947 году запретила стране иметь полноценную армию и применять военную силу как средство решения международных споров. Эта статья не отменена до сих пор. Может быть, кто-то не счел за труд подсчитать численность японских сил самообороны и сравнить с нашей. У них — порядка 250 тысяч, а у нас она только планируется к сокращению до миллиона. И это в невозбужденном состоянии…
Нет, флот у них едва ли не самый сильный на Тихом океане, и воевать японцы всегда были не дураки. И проблема Курил дымится, никуда от этого не спрячешься. Но зачем в прямом эфире всероссийской радиостанции вопить «Война!»? Особенно ясно ответ виден где-нибудь на заснеженном шоссе, аккурат между Эстонией и Японией.
Никакая национальная идея ни разу не могла сплотить русский народ (кроме водки, конечно, но только по праздникам и под хорошую закуску). История нашего государства складывалась так, что объединить нас мог только внешний враг. Перед Куликовым полем перестали собачиться князья. В 1812-м Москву плечом к плечу жгли помещики и крестьяне, позабыв о взаимных обидах. Великая Отечественная спрессовала нас так, что ужасы ГУЛАГа показались не столь уж и существенными. Потом мы догоняли Америку, потому как собственного пути никак не могли определить — только гнаться за кем-то…
Исторические события последних десятилетий подтверждают, что национальный характер не изменился и эффективно дружить мы можем только против кого-то. Причем кого-то конкретного: расплывчатые понятия типа «международный терроризм» не вызывают должного ужаса. То ли дело Эстония, Великобритания, Япония. Все конкретно, никаких силуэтов.
И работает! Каждый раз, когда власти оказываются на грани очередного позора, у нас объявляется внешний враг.
Что же сегодня заставило Кремль лихорадочно наращивать эскалацию конфликта по Курильскому вопросу? Выдвигаю версию: арабские революции. Много лет наши правители снисходительно раздавали шлепки оппозиции, понимая, что шансов у нее нет: народ в основной массе сыт и с ипотекой, а лидеров у бунтарей нет. А без лидера какая же революция? Курам на смех. И вдруг — бабах! — Манежная! Лихорадочные поиски зачинщиков ни к чему не приводят — их нет!.. Народ сам вышел на протест, и какая разница, против чего! Народ, оказывается, может и без лидера?!
А тут еще — бубух! — Ближний Восток и Африка запылали в революционном костре. И без лидеров! И при относительно хорошей жизни! Да что ж такое творится!
Власти гурьбой, мешая друг другу, бросаются в телевизор, где быстро находится новый вероятный противник: Страна восходящего солнца. Давайте сплачиваться. А по поводу революций — президент четко объяснил все из того же телевизора, что такие сценарии у нас не пройдут. Боюсь, Каддафи тоже был в этом уверен…
Я не сомневаюсь, что центральные японские каналы сейчас тоже захлебываются в антироссийской риторике. Политики не имеют национальности, и методы у них схожи. Что эстонские, что японские, что российские — все они одинаково вешают нам спагетти на уши с голубого экрана, чтобы мы не тратили доверие и дружбу на соседей, а всю ее без остатка приносили на алтарь отечества. Под отечеством они подразумевают в основном себя.
Мы к этому давно привыкли, но смотрите: россияне по-прежнему безоговорочно верят телевизору, а вот эстонцы нет. Живут своим умом. Подозреваю, что японцы тоже. Обидно...