Видимо, просто время пришло. Такое в истории периодически случается. Был такой год, 1960-й, который потом вошел в учебники как «Год Африки». Тогда за год сразу в 17 странах пали колониальные режимы, и эти страны обрели независимость.
Сейчас пришло время курортно-нефтяным и примыкающим к ним географическим соседям что-то в себе менять. Остальное уже детали.
Например, с чего началась революция в той же Ливии? Уж точно началась она не с «Ю-Тьюба» и не с «Твиттера». Это все равно что всерьез говорить, что Октябрьскую революцию Ленин сделал на деньги немцев, и без этих денег ничего бы не было.
Да, в стране нет лидеров оппозиции, какие были хотя бы в Египте, но если один человек правит страной со времен Вудстока и последних пластинок «Битлз», то не то что лидеров, но и самой оппозиции там быть не может. Тем более Каддафи человек с хорошей призвездью, и никаких оппозиционеров вокруг быть не могло.
Поэтому Полковнику противостоит стихия. И бороться со стихией бесполезно. Вопрос в том, поможет ли Запад этой стихии или она сама справится.
Но Россия не поможет совершенно точно. Даже не потому, что Каддафи старый «друг Советского Союза», и не потому, что наши вожди чувствуют к нему некую родственную близость. Просто нам бы хотелось в этом деле играть какую-то заметную роль. А не быть в подпевалах Вашингтона и Брюсселя. Поэтому мы лучше уж скажем, что наше дело сторона, нежели станем вопиять о правах и свободах, что, кстати, будет смотреться довольно лихо и карикатурно.
И последнее, о чем говорить нет смысла, — это, не побоюсь этого слова, экстраполировать ливийскую ситуацию на нашу: мол, вот-вот и у нас грянет буря и наших правителей так же сметет народная волна. Кроме наличия нефти нас с Джамахирией ничто не роднит. По крайней мере пока.
Есть еще немало несвободных стран на свете. И если на севере Африки и на Ближнем Востоке нынче волнения, это не значит, что они автоматически перекинутся на Россию, Среднюю Азию, Кубу, Иран, Северную Корею и далее везде. К счастью или к сожалению, но так не бывает. Хотя в свое время до каждой из этих стран очередь так или иначе дойдет.