Президент Фонда эффективной политики не сомневается, что Дмитрий Анатольевич сохранит за собой пост главы государства, причем решение о его участии в предстоящей избирательной кампании будет согласовано с Владимиром Владимировичем. Павловский уверен, что другой сценарий развития событий (как то: возвращение Путина в Кремль) будет не принят обществом. Иначе к чему тогда были все эти громкие заявления Медведева о решительной борьбе с коррупцией и долгосрочные планы масштабной модернизации?
Идея, высказанная Павловским, судя по всему, пришлась по душе либерально настроенным СМИ, которые во всех действиях президента стали обнаруживать признаки его намерений остаться у руля страны.
Вот и во вчерашнем выступлении Дмитрия Медведева на конференции в Санкт-Петербурге, посвященной 150-летию отмены в России крепостного права, аналитики увидели фактически тезисы предвыборной программы. Оно и понятно, в своей речи глава государства сделал то, что требуется от любого кандидата на любую выборную должность, — осторожно и максимально абстрактно (но так, чтобы всем стало понятно) отрекся от своего предшественника и обозначил направление будущей политики, которую он и только он будет воплощать в жизнь.
Прежде всего, без лишней скромности Дмитрий Анатольевич заявил, что его политика модернизации является продолжением реформ, которые во второй половине XIX века провел император Александр II. И далее повторил свой знаменитый тезис о том, что «свобода лучше, чем несвобода», чем, наверное, в очередной раз привел в экстаз либералов, все еще надеющихся, что эта пустая, по сути, фраза перестанет быть просто красивой фигурой речи, а превратится в некие конкретные меры и шаги.
Ну а затем досталось Путину. Неожиданно для всех Медведев раскритиковал политику «закручивания гаек», главным идеологом которой считался и считается Владимир Владимирович. «Избыточно суровые порядки и избыток контролеров ведут не к торжеству добра, не к победе над коррупцией, а к ее усилению, не к повышению качества управления, а к деградации в управлении, поэтому крайне важно давать обществу возможность для самоорганизации», — сказал президент. И на секунду даже показалось, что он выступает не в помпезно обставленном зале, в котором восседают лучшие люди страны, а на импровизированной трибуне на Триумфальной площади перед оппозиционно настроенной массой.
Собственно, что еще нужно прессе и политологам, чтобы сделать вывод: Медведев главный и единственный кандидат на выборах-2012.
А что же Путин? Куда прикажете податься нашему «национальному лидеру»? Ему российские аналитики уже нашли достойное место. Высказана версия, что Владимир Владимирович через год или чуть больше того займет пост главы Организации Объединенных Наций или, на худой конец, возьмет в свои руки бразды правления Международным олимпийским комитетом.
С ООН, положим, журналисты явно хватанули лишка, а вот что касается МОК, то тут есть над чем подумать.
Не хотелось бы ни в чем упрекать коллег по цеху, но версия о возможной работе нынешнего премьера в структурах Международного олимпийского комитета не нова. Еще в апреле прошлого года, подводя итоги последних спортивных неудач — непопадание российской сборной на чемпионат мира по футболу в ЮАР и ванкуверский провал, — ее высказывал адвокат и постоянный автор «Особой буквы» Юрий Иванов.
В частности, он говорил: «Для меня совершенно очевидно, что Путин президентом избран не будет. Что бы ни писали политологи, что Медведев временно его подменяет, а потом Путин придет к власти. Я считаю, что вопрос президентства в России решается не внутри власти нашей страны. Я считаю, что когда Владимир Владимирович бывал на ранчо у Буша, во время поедания лобстеров, по моему мнению, там решался вопрос. Скажут Путину: «Не можешь выдвигаться». И не будет выдвигаться».
Путь в Кремль, заявил тогда Иванов, для Владимира Владимировича закрыт. «Но это активный человек. Умный, способный, физически здоровый. Как он мыслит свое будущее? На мой взгляд, Путин мыслит свое будущее в спорте. Мы знаем, что, например, эти должности в спортивном мире с успехом покупаются. И Олимпиады покупаются, и места в Олимпийском комитете покупаются. И была практика: мы знаем, как африканские делегаты за небольшую мзду, за несколько десятков тысяч долларов избирают того, кого надо. Мне кажется, что Владимир Владимирович видит себя в олимпийских структурах», — приходит к выводу эксперт.
И далее он перечисляет достоинства работы в МОК для Путина: «У него сохранится статус. Он будет ездить по миру. Его будут принимать на уровне президентов и премьер-министров. И с этим связаны, наверное, эти огромные вливания в спорт, которые отражаются на кармане рядового человека и с которым, с этим карманом рядового человека, Владимир Владимирович совершенно не считается».
Есть у Иванова и предположения о том, как устроены отношения Медведева и Путина в тандеме (хотя бы по вопросу о спорте), которые звучит в пику утверждениям российских аналитиков о том, что Дмитрий Анатольевич способен отречься от своего «старшего брата» в политике.
«Вы знаете, это соотношение (соотношение в тандеме. — Ред.) напоминает мне следующую ситуацию, которая свойственна нашей деревне, — рассуждает адвокат. — Многие из нас имеют деревенские корни и знают, что в своих хозяйствах люди часто держат двух петухов. Есть курятник и есть куры — два десятка кур. И держат двух петухов. Один — основной, другой — так, на всякий случай. Вдруг погибнет или ворюги утащат. И заводится второй петух».
«Очень интересно, — продолжает Иванов, — наблюдать за их жизнью: вот основной петух выводит кур. Они там где-то на лужайках или по огородам бродят. А запасной петух где-то сбоку бегает. Ему очень хочется курицу покрыть. Только он попытается движение к этой курице сделать — налетает этот супостат. Раз, раз его. И второму петуху ничего не остается, как только ходить по бортику и грозно кукарекать. И показывать, что он тоже парень ничего. Это примерная аналогия сегодняшнего положения, сложившегося между Путиным и Медведевым. Путин — главный. А Медведев — где-то побоку».
С полной версией материала Юрия Иванова «Путин рвется в структуры МОК» можно ознакомиться здесь.