По словам Николы Никежича, его не взяли на зимние сборы перед стартом очередного чемпионата, предложив разорвать двухлетний контракт, который был подписан с «Кубанью» 15 марта 2010 года. Черногорец, забивший в первый сезон четыре мяча и сделавший три голевые передачи, соглашался на прекращение отношений с клубом, если будет отпущен для просмотра в другие команды, на что руководство клуба не пошло. После этого начались угрозы в его адрес со стороны тренера.
«В холле (базы клуба) меня встретил один из тренеров клуба, Николай Хлыстунов, и предложил пройти к нему в номер. Там он вновь предложил подписать бумаги о добровольном разрыве контракта. Я сказал, что не сделаю этого и дальнейшие переговоры намерен вести только в присутствии своего агента», — пишет Никежич.
Озлобленный Хлыстунов, по утверждению футболиста, покинул свой номер, но туда зашли «двое крепкого вида мужчин», в течение двадцати минут жестоко избивавшие игрока, вынудив его подписать документы, которые он был даже не в состоянии прочесть. Один из бандитов пообещал «достать» Никежича и его семью даже в Черногории («где проживает много русских»), если тот попытается жаловаться. Однако спортсмен все-таки написал письма в ФИФА УЕФА, потребовав от руководителей этих организаций Зеппа Блаттера и Мишеля Платини введения санкций в отношении первых лиц российского футбола.
Скандал тут же подхватили британские СМИ, так как именно из-за России Англия лишилась права на проведение ЧМ-2018, обострив дискуссию о способности РФ принять у себя чемпионат. Критика затронула и предстоящую Олимпиаду в Сочи, скандал дошел до руководства Международного олимпийского комитета и, соответственно, Путина, который курирует все спортивные вопросы.
В этой связи эксперты задаются вопросом: не лучше ли во имя репутации, а также во спасение двух столь популярных спортивных проектов пожертвовать «проблемным» Ткачевым, допустившим разгул «цапков» и раздающим к тому же бизнес-активы членам своей семьи, тем самым становясь ярчайшей антикоррупционной мишенью?
Оценить вероятность такого развития событий «Особая буква» попросила председателя экспертного совета «Опоры России» экономиста Никиту Кричевского.
По его словам, в скандале с черногорским футболистом пока не все ясно, и прежде чем делать резкие выводы — тем более связанные с определенной конспирологией, — не вредно уточнить обстоятельства. Что это были за «крепкого вида» люди? Почему черногорец не сразу заявил об избиении (не 8 марта, который не является на западе выходным днем, а позже)? Зафиксированы ли следы побоев? И другие вопросы.
«Аспектов у этой истории несколько, — подчеркнул эксперт. — Наш футбол действительно болен. Описанный случай вскоре будет разбирать наше футбольное руководство и наверняка призовет не только «Кубань», но и все клубы к порядку, с тем чтобы приструнить эту полууголовную практику. С другой стороны, не все понятно с контрактом Никежича. Футболист мог подписать его не глядя, а уже через неделю к нему предъявят претензии, о которых он и не догадывался, но законные. Наконец, возможно, что человек перестал «отбивать» вложенные деньги, от него попытались по-хорошему избавиться, но не вышло. Тогда решили «по-плохому», с нарушениями. Вместе с тем в общей массе фактов не думаю, что эта капля способна настолько подействовать на ФИФА».
По мнению Кричевского, с ФИФА у России другая сложность: еще не начато строительство стадионов, инфраструктура отсутствует. Придраться через какое-то время могут к этому, а из-за единичного случая никаких последствий не будет. Пусть это и звучит слегка цинично, но инцидент не столь весомый.
Кроме того, Ткачев, напомнил Никита Кричевский, является президентом клуба «Кубань». По статусу, можно сказать, автоматически он обязан все знать. Но это в теории, а на практике, чтобы остаться на плаву, если скандал выйдет из берегов, губернатор пожертвует футбольными «пешками», своими замами, в конце концов, но сам выйдет из воды сухим.
Наиважнейшим в судьбе Александра Ткачева экономист считает предстоящую Олимпиаду. Строительство ее объектов уже вступило в завершающую фазу. И здесь, что называется, «коней на переправе не меняют»: Сочи-2014 на сегодня важнее футбольного чемпионата, до которого еще дожить бы. Ткачев — полновластный хозяин края, всюду его люди, все структуры, все нити, включая строительный бизнес и чрезвычайно сложную систему денежных отношений, — все в его руках. «Ну, допустим, его уберут. Новой команде придется входить в дела никак не меньше года, если не два. Это недопустимо», — уверен Кричевский.
«В принципе, истории с Цапком было бы достаточно для показательной порки, но раз ее не произошло, то тем более не сыграет и нынешний «довесок». Не должен сыграть, а крайние всегда найдутся», — заключает Никита Кричевский.