Предварительные данные Центральной избирательной комиссии Казахстана таковы: за Жамбыла Ахметбекова проголосовали 1,4 процента избирателей, за Мэлса Елеусизова — 1,2 процента, за Гани Касымова — 1,9 процента, за Нурсултана Назарбаева — 95,5 процента. Для победы на выборах в первом туре кандидату необходимо было набрать более 50 процентов голосов.
Европейские наблюдатели разошлись в оценках чистоты голосования. ОБСЕ осталась недовольна тем, как прошли выборы. Глава миссии наблюдателей бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) Даан Эвертс, оглашая предварительные итоги мониторинга избирательной кампании, заявил, что выборы президента Казахстана были организованы не на должном уровне.
Однако ПАСЕ в целом положительно оценила итоги выборов. «Делегация сходится во мнении, что, несмотря на некоторые несовершенства, которые неизбежно возникают на любых выборах в любой стране, результаты этого голосования действительно отражают волю казахстанских избирателей», — сказала глава делегации ПАСЕ Юлия Левочкина. При этом она отметила, что прогресс по сравнению с прошлыми выборами умеренный и что для обретения статуса подлинной демократии Казахстану следовало бы улучшить некоторые условия.
Глава группы наблюдателей от российского ЦИК, зампред Центризбиркома РФ Станислав Вавилов подтвердил отсутствие нарушений избирательного законодательства. Комментируя необычайно высокую, по российским меркам, явку избирателей, он особо подчеркнул, что «никакого принуждения к голосованию не наблюдалось».
Президент России Дмитрий Медведев позвонил сегодня Нурсултану Назарбаеву и поздравил его с победой. «Медведев передал президенту Казахстана сердечные поздравления с успешно проведенными выборами и, судя по поступающей информации, убедительной победой на них», сообщает пресс-служба Кремля.
Напомним, что прошедшие выборы главы Казахстана были внеочередными. Первоначально планировалось, что страна будет выбирать президента только через год. Однако Назарбаев лично в январе предложил не ждать столько времени.
По сути, это голосование стало альтернативой референдуму по фактически бессрочному продлению полномочий, на котором настаивал ряд сторонников Назарбаева. Парламент дважды голосовал за продление полномочий действующего президента до 2020 года, причем второй раз — преодолевая президентское вето. Тогда Назарбаев сам отправил документ на рассмотрение конституционного суда, который и признал поправки в конституцию об организации референдума по продлению его полномочий несоответствующими основному закону.
«Я принял решение не проводить референдум. Вместо разделяющего нас выбора — или референдум, или выборы — предлагаю объединяющую всех нас форму, которая учитывает волю нашего народа, приверженность демократическим принципам. Я вношу предложение о проведении досрочных выборов президента, несмотря на то что этим почти на два года сокращается срок моих нынешних полномочий», — заявил Назарбаев, объявляя в январе о назначении досрочных президентских выборов.
Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев так прокомментировал результаты волеизъявления народа в Казахстане:
— Назарбаев, конечно, избран. Я уверен, что была большая явка. Однако очень сомнительно, что такое большое количество голосов отдано за него. Цифра 96 процентов проголосовавших за Назарбаева вызывает элементарное недоверие. Даже несмотря на то, что политический класс Казахстана очень слабый, а население видит Назарбаева гарантом стабильности, благосостояния и независимости государства.
По словам эксперта, на местах власти постарались добиться хорошего результата. Возможно, даже было некое соревнование, кто получит наилучший результат.
«Россия считает Назарбаева своим союзником. Россия исходит из того, что его избрали», — напомнил Суздальцев.
Он обратил внимание на то, что преемника у казахского лидера нет. Вопрос о продлении полномочий встал очень остро, и президент пошел весьма своеобразным путем — объявил досрочные выборы и на них победил. Досрочные выборы удобнее тем, что кто их назначил, тот их обычно и выигрывает.
«Это была изощренная политическая игра. Он опасался, что это будет своего рода политическая ловушка. Такое продление его полномочий сделало бы его нелегитимным президентом в глазах мирового сообщества. По сути, принятие предлагаемых поправок было бы захватом власти», — сказал Андрей Суздальцев, объясняя назначение внеочередных президентских выборов и отказ Назарбаева от бессрочного продления полномочий.
При этом заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики отметил, что «считает, что тоталитарный режим Казахстана находится на какой-то точке поворота».
«Это связано не только с возрастом президента, но и, наверное, с тем, что постсоветская инерция заканчивается и страна начинает жить по своим внутренним законам, тенденциям. Думаю, что в ближайшие три-четыре года будет очень интересная политическая повестка дня в Казахстане», — уверен Суздальцев.
Эксперт считает, что, хотя оппозиция в Казахстане есть, она очень слаба. «Если в авторитарном государстве несильная, раздробленная оппозиция, значит, как правило, очень большие проблемы есть и у власти. Если оппозиция боевая и очень крепка, то и власть очень крепка. Это некий индикатор», — убежден Андрей Суздальцев.