Напомним, на фоне разворачивающихся событий в Ливии президент Дмитрий Медведев уже снял с занимаемых должностей несколько высокопоставленных российских дипломатов, среди которых чрезвычайный и полномочный посол России в Ливии Владимир Чамов. Уже прошла новость, что со своих постов уходят и два заместителя Сергея Лаврова — Александр Салтанов, более 40 лет проработавший в МИД и курировавший Ближний Восток и Африку, а также Алексей Бородавкин, работающий по азиатскому региону.
Последовавшая за этим сегодняшняя отставка Константина Затулина, казалось бы, легко укладывается в логический ряд наказаний тех, кто осмелился противоречить официальной позиции России по Ливии.
Сам Затулин заявил газете «Коммерсант» о том, что решение было принято не в партии, а «на более высоком уровне». Как считает депутат, причиной санкций против него стала его открытая поддержка премьер-министра Владимира Путина по ливийскому вопросу в заочном споре с другим участником тандема — президентом Дмитрием Медведевым.
Тут же в некоторых СМИ появились версии, что Затулин наказан за участие в «разводке тандема». Любопытно, что сам Константин Федорович не опровергает, хотя напрямую и не подтверждает все эти конспирологические теории.
Вообще, последнее время любые внутриполитические события в России, особенно интернет-сообществом, трактуются исключительно с точки зрения отношений между Дмитрием Анатольевичем и Владимиром Владимировичем. Однако если элементарно знать думскую кухню, то становится понятным, что увольнение Константина Затулина с этими якобы противоречиями в тандеме никак не связано.
Должность заместителя председателя комитета, по сути, ничего депутату не дает. Заместители от каждой фракции есть у любого председателя парламентского комитета. Особых привилегий этот пост не несет — полагается телефон правительственной связи да кабинет побольше. Никаких преференций при обсуждении вопросов на заседании комитета, никакого дополнительного голоса при постановке вопросов на повестку дня заседания регламентом не предусмотрено. Заместитель может вести заседание комитета по поручению председателя, имеет право, опять-таки с согласия председательствующего, доложить позицию комитета на пленарном заседании. Вот, собственно, и все.
Ротация замов от фракции — дело исключительно внутрипартийное и никому обычно не интересное. Но Константин Затулин всегда отличался самостоятельностью и не слишком придерживался фракционной дисциплины. В думских кулуарах говорят, что он открыто конфликтовал с председателем Комитета по делам СНГ Алексеем Островским, постоянно оппонировал главе Комитета по международным делам Константину Косачеву.
Сами единороссы, как пишут «Ведомости», говорят, что планировали понизить статус Затулина еще в ноябре 2010 года из-за резкой реакции Азербайджана на его поездку в Нагорный Карабах. По словам собеседника издания, администрации президента в целом не нравилась слишком активная позиция депутата в сфере внешнеполитических отношений, нередко входящая в противоречие с генеральной линией.
Можно также вспомнить, как долго МИД РФ улаживал проблему статуса Затулина на Украине, когда из-за резкой позиции Константина Федоровича официальный Киев времен Виктора Ющенко запретил ему въезд на территорию страны.
Естественно, что официальная позиция России по международным делам может и должна критиковаться. Но, соглашаясь баллотироваться в Государственную думу от «Единой России», Константин Затулин не мог не понимать, что отныне он обязан представлять и защищать действующую власть и ее взгляды на международные отношения. У такого профессионала, как Затулин, был выбор — или оппонировать Кремлю, или встать на его сторону. Представляя интересы «Единой России» в комитете, он мог корректировать позицию фракции лишь в рамках допустимой партийной и фракционной дисциплины. Депутат ее публично нарушил, за что и поплатился.
Можно предположить, что в предвыборный год это было сделано намеренно самим Затулиным. Видимо, депутат понимал, что его шансы на переизбрание от прокремлевской партии невелики. Выступая с критикой заявления президента по Ливии, которое отнюдь не пользуется популярностью среди россиян, Затулин, по сути, получил шанс на место в следующем парламенте от той партии, которая пойдет в Думу с имперскими лозунгами.
Нельзя также забывать о том, что Затулин — бывший советник экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и один из создателей движения «Отечество». Команду Юрия Михайловича уже аккуратно убрали из исполнительной власти. Вероятно, настал черед и законодательной.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
При всем уважении к Константину Федоровичу Затулину, он не столь масштабная фигура, чтобы своими высказываниями вносить какой-либо раскол между президентом и премьером. И даже своей позицией по Ливии.
Высказывания Затулина по Ливии — всего лишь повод, чтобы убрать его с должности заместителя председателя Комитета Госдумы по СНГ. Такое кадровое решение планировалось уже давно. Связано это с тем, что за долгие годы работы на фронтах СНГ Затулин наработал обширную клиентуру в странах Содружества, лоббистом которых он выступал.
И лоббистские интересы Константина Затулина не всегда совпадали с официальной позицией как Комитета нижней палаты парламента и партии «Единая Россия», так и администрации президента. В этом смысле Затулиным были давно недовольны и искали лишь хороший повод его убрать.
И вот этот повод наконец пришел — недостаточно корректное высказывание депутата в отношении Ливии, не совпавшее с официальной позицией политического руководства страны.
Безусловно, увольнение бывшего посла в Ливии Чамова, отставки в МИД, смещение с должности Константина Затулина связаны с тем, что Дмитрий Медведев показывает: только он отвечает за международную политику России. Президент посылает всем политическим и аппаратным кругам сигнал о том, что он и только он определяет российскую внешнюю политику. И никаких фантазий на эту тему быть не может и не должно. То есть никто не должен искать возможностей и причин для происков во внешней политике, если этот кто-то является должностным лицом или представителем партии власти.
Константин Затулин — человек состоятельный. Он не слишком популярен в рядах, например, «Справедливой России» или КПРФ. Но если он найдет возможность купить себе место в списках этих или других партий, то возможно, еще вернется в Государственную думу.