Смерть бен Ладена ничего не решает

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», — специально для «Особой буквы»

Терроризм в огне не горит и в море не тонет

Терроризм в огне не горит и в море не тонет
К сожалению, корни террора и радикализма нельзя вырвать за один день и до захода солнца похоронить в море без следа.
3 мая 2011
Ну убили американцы бен Ладена — и что с того? Я могу понять реакцию простых людей, которые пришли к Белому дому и на Манхэттен. Потому что для них это символический акт мести. Бен Ладен для них — поверженный идол. И пусть родным и друзьям никто не вернет их близких, но им, наверное, будет легче от того, что человек, все это совершивший, отправился к дьяволу.

Можно где-то понять и Обаму. Он обещал — и он сделал. В конце концов, когда политиков спрашивают об их достижениях, то предъявлять надо что-то конкретно осязаемое, а не абстрактный рост благосостояния. И вот был злодей Усама — и нет его! Вот теперь Обама и отработал свою премию мира, а заодно заработал энное количество голосов избирателей — в чем я, кстати, не вижу ничего дурного.

Главное только, чтобы бен Ладен действительно был убит. Потому что со стороны его устранение и захоронение выглядят очень странно. За сутки Усаму успели найти, убить, предложить захоронить в Саудовской Аравии и получить отказ, провести тест ДНК (как его можно провести за полдня? Это практически невозможно!) и захоронить в море. Доложив миру, что все это сделано в такой спешке, чтобы соблюсти каноны ислама, но в исламе не хоронят в море, да еще если рядом нет мусульманина, который мог бы провести обряд, — а такового там, видимо, не было. Все это крайне подозрительно.

Хотя, с другой стороны, представим, что бен Ладен жив и вдруг появится. Это же позору-то Америке будет! А Обама может уже никуда и не баллотироваться после этого. Это мы тут привыкшие к многократному уничтожению Басаева, Радуева и Умарова. Как Кащеев Бессмертных или многоголовых драконов их убивали и убивали, и мы не удивлялись — а в Америки такого не поймут.

Впрочем, я отвлекся на параллельную интригу. А главный вопрос ведь в другом. Ну вот устранили мы некогда упомянутых Басаева и Радуева, Дудаева ракетой поразили — и что это нам дало, кроме психологического эффекта? В отличие от истории с уголовным преступлением, где дело завершается после поимки и наказания исполнителей и заказчиков, террор живет и будет жить вне зависимости от наличия или отсутствия бен Ладена.

Не бен Ладен привел к террору, не он его начал. Он был лишь самым знаменитым террористом. Хотя я вот сильно сомневаюсь, что в террористических кругах он действительно пользовался таким демоническим авторитетом, каким его наделяет западный мир.

А без бен Ладена остаются десятки группировок, тысячи полевых командиров-отморозков, тысячи потенциальных шахидов. И пока не будет ликвидирована сама природа терроризма, бен Ладенов можно уничтожать хоть каждый день.

Но, к сожалению, корни террора и радикализма нельзя вырвать за один день и до захода солнца похоронить в море без следа.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов