Напомним, 12 мая в Москве был задержан, а затем выслан из России израильский военный атташе полковник Вадим Лейдерман, выходец из Молдавии, которую он покинул еще в 70-е годы.
РИА «Новости» сообщило со ссылкой на неназванный источник в российских спецслужбах, что Лейдермана задержали и выслали в связи с промышленным шпионажем, а точнее, за то, что полковник «слишком активно» помогал деятельности некоторых израильских компаний на российском рынке. Название компаний источник не упомянул. При этом Тель-Авив, проведя «тщательную проверку», заявил, что «обвинения в шпионаже безосновательны».
Высылка сотрудника посольства всегда событие, однако вряд ли в каждом случае можно твердо сказать, является ли причиной высылки шпионаж или это знак «похолодания» между странами. «Похолодания» между Москвой и Тель-Авивом сейчас вроде бы не наблюдается, в отличие от случая высылки служащих Британского совета из Москвы, когда множились масштабы эмиграции VIP-россиян в Лондон, где в 2006 году был отравлен полонием Александр Литвиненко, и следы, по мнению британцев, указывали на ФСБ.
Российская армия вооружена лишь одним видом израильской техники — беспилотниками производства компании Israel Aerospace Industries. Еще в 2009 году Минобороны закупило 12 этих аппаратов — переносные комплексы мини-БЛА Bird-Eye 400, а также I-View MK150 и БЛА среднетяжелого класса Searcher Mk II — на сумму 53 млн. долларов (в рамках программы перевооружения нашей армии). Глава Минобороны Анатолий Сердюков неоднократно заявлял, что закупать вооружения надо там, где оно дешевле и лучше, а российский ВПК по ряду позиций армию якобы не устраивает.
В октябре 2010 года было объявлено о создании совместного производства беспилотников российским «Оборонпромом» (входит в «Ростехнологии») и израильским IAI. По уверениям израильтян, сумма трехлетнего контракта составляет порядка 400 млн долларов. По некоторым данным, условием сделки был отказ России от поставок комплексов С-300 Ирану. Также сообщалось, что ФСБ купит несколько израильских БПЛА для охраны границы. Если контракт и впрямь достался израильтянам с помощью Лейдермана, вероятен действительно весьма эффективный лоббизм, а не шпионаж.
Российские военные не во всем разделяют коммерческий подход Сердюкова. Тем более что, по словам гендиректора концерна радиостроения «Вега» Владимира Вербы, «в ближайшие два-три года будет прорыв на отечественном рынке этой техники вне зависимости от позиции израильских компаний». То есть Россия в принципе может отказаться от израильских беспилотников. А если учесть, что в ноябре Дмитрий Медведев поддержал производство БПЛА Россией, провал Лейдермана может свидетельствовать и о победе российских лоббистов.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников скептически отнесся к версии о том, что израильского атташе выслали за «лоббирование интересов своего ВПК». В конце концов, как считает собеседник «Особой буквы», такое продвижение просто входит в обязанности военных дипломатов.
Причина высылки, по мнению Калашникова, глубже: скорее всего, Лейдерман «полез не туда», то есть разведчик действительно занимался разведкой, но российские власти, не желая ссориться с израильтянами, «смикшировали» повод, предоставив атташе возможность сохранить лицо. Весьма кстати оказалось и недовольство руководителей отечественного ВПК — то есть теперь все можно списать на происки конкурентов.
«Ярких случаев объявления персоной нон грата военных атташе из-за промышленного шпионажа я не помню, — признается наш собеседник. — И дело не в моей плохой памяти, а как раз в том, что причина дутая и задействовать ее часто ни к чему».
«Несостоятельна версия, будто российский ВПК отстает от западных коллег (а Израиль по существу тоже западная страна) во всем, потому шпионить за нами бессмысленно. Да, в случае беспилотников это правда. Но есть и другие направления, где мы лидируем, и разведкам небезынтересно знать, насколько лидируем и что у нас вообще творится. Но предъявлять факты подобного интереса стране, с которой у нас нет значимых конфликтов, себе дороже — вот и применяются различные ухищрения, причем с обеих сторон: израильтяне изображают благородное недоумение, мы готовы сделать все по-тихому, сведя случай шпионажа к конфликту бизнес-интересов», — полагает депутат.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Роман Попков, Александр Газов