В позорный список «Сбербанк» попал благодаря кредитной линии размером 320 млн долларов, которую он выдал ГНПП «Сплав» полтора года назад в рамках экспортного контракта.
«Сплав» производит реактивные системы залпового огня (РСЗО), разбрасывающие кассетные боеприпасы. Среди них «Смерч», по примеру которого создан и более совершенный китайский аналог, хотя российские РСЗО по-прежнему востребованы и ими вооружены армии 50 стран мира.
«Мы отмечаем «Сплав» красным флажком в списке, потому что компания рекламирует кассетные боеприпасы на своем веб-сайте», — объясняет бельгийская организация. Но перед руководством одного из самых крупных российских банков стоит амбициозная цель — увеличить долю на рынке кредитования в течение этого года до 32 процентов, а кредитный портфель банка за год — на 15 процентов.
«Одним из приоритетных направлений деятельности мы считаем обслуживание предприятий оборонно-промышленного комплекса», — заявил заместитель председателя правления «Сбербанка» Андрей Донских. По его словам, в течение года банк планирует нарастить кредитный портфель предприятиям ОПК на 27 процентов. Стоит отметить, что сейчас объем кредитов ОПК составляет всего 200 млрд рублей, тогда как сумма лимитов превышает 1 трлн рублей.
Напомним, что Конвенция по кассетным боеприпасам была подписана в Осло и вступила в силу 1 августа 2010 года. Она запрещает использование, производство, накопление и передачу кассетных боеприпасов. Документ подписали 108 стран, в том числе 20 из 27 государств Евросоюза. Более половины стран-участников уже ратифицировали конвенцию. В Великобритании, Франции, Германии обсуждения о присоединении к конвенции еще продолжаются. Хотя эти страны сами не производят кассетные бомбы, их банки предоставляют деньги для производителей.
Валерий Соловей, профессор МГИМО, объяснил читателям «Особой буквы», что единственное, что может преследовать обнародование этой информации, — удар по репутации «Сбербанка». Это типичное давление со стороны правозащитных организаций, любящих производить шум, который они буквально высасывают из пальца.
«Только в России на это реагируют. В США на подобные новости плюют и называют это американской политикой», — сказал Соловей.
Он подчеркнул, что производство кассетных бомб — всегда государственное дело и финансируется государством. Через какие банки проводятся счета — это уже вопрос другой.
«Кассетные бомбы производятся во многих странах, особенно в тех, где ведутся вооруженные действия. Например, в странах НАТО. Потому что это очень эффективное оружие на поражение живой силы. Любое вооружение производить прибыльно, а особенно кассетные боеприпасы: труда немного, технологии несложные, а платит за это государство, причем хорошо платит. Выгоднее этого разве что производство наркотиков», — сказал собеседник «Особой буквы».
Валерий Соловей напомнил, что Конвенция по кассетным боеприпасам носит добровольный характер. Если страны не подписались под документом, их можно морально осудить. Но точно так же можно осуждать страны, где производятся ножи, потому что люди ими могут порезаться.
«В данном случае стоит говорить о стремлении нанести удар по репутации «Сбербанка». Связь может быть очень простой: на карточки банка получают зарплату люди, которые в этом деле участвуют. А «Сбербанк» финансирует вооруженные силы, что и должен делать, поскольку это — государственное задание и политика. Оружейники продают оружие, и если они перестанут этим заниматься, то обанкротятся предприятия. Кроме того, тысячи людей останутся без работы», — уверен профессор МГИМО.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов