Напомним, что президент РФ Дмитрий Медведев на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге пошел еще дальше, призвав к полному выходу государства из ряда крупных компаний с его участием, но не конкретизировал ни сроков, ни самих компаний.
По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, вывод вопроса о приватизации госкомпаний на передний план связан по большей части с предвыборной кампанией. Властям необходимо показать крупному бизнесу (в первую очередь иностранному, обладающему большими запасами денег, которые не могут быть применены на родине), что либеральный клан, представляемый тандемом, — это «свои люди».
«То есть в данном случае разговор о приватизации сводится к месседжу: «Поддержите товарища Медведева!» — считает собеседник «Особой буквы», — что расшифровывается просто: либералы — правильные люди, они еще раз дадут вам заработать на госактивах (может быть, в последний раз). И хотя формально экономикой ведает Владимир Путин, общественное сознание ассоциирует приватизацию с либералами, при том что в содержательном смысле разница между «дуумвирами» отсутствует и есть абсолютный консенсус между российским и западным бизнесом в необходимости приватизации. Путин в равной степени с Медведевым этот консенсус вынужден поддерживать и обслуживать. Просто либеральный клан приватизацию ориентирует в интересах глобальных западных корпораций, а российские силовики — в интересах «друзей», которые элементарно переложат госсобственность в свой собственный карман», — констатирует эксперт.
Разногласия между президентом и премьером заметны лишь в сфере публичной политики, точнее, пропаганды, оперирующей штампами типа «либералы за приватизацию, а силовики — против», подчеркивает экономист. На деле же так набираются электоральные очки. «Самое же главное — что приватизация, заявленная Кудриным, пройдет уже после того, как правящая бюрократия определится с кандидатом на высший пост, и кому достанутся эти крупные куски собственности, решит «назначенец», — уверен Михаил Делягин.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов