Поверить в то, что за жесткой позицией российских поставщиков электричества нет никакой политической составляющей, — то же самое, что уверовать, будто Онищенко запретил грузинские вина и «Боржоми» из-за того, что они опасны для здоровья. Допустить подобное может только совсем уж наивный человек.
Власти РФ уже не первый год находят поводы для того, чтобы терроризировать Александра Лукашенко. При этом нельзя сказать, чтобы «Батька» был врагом интеграционных процессов внутри содружества, наносил каким-то образом вред национальным интересам России и русских, позволял себе втягиваться в какие-то антирусские авантюры.
Между тем на постсоветском пространстве есть куда более подходящие объекты для оказания давления. Чего стоит только жесткий авторитарный режим в Узбекистане, где несколько месяцев назад посадили российского военного пенсионера Юрия Корепанова на 16 лет по обвинению в «измене родине» — за то, что он отказался от узбекского гражданства. Однако это беспрецедентное по своей жестокости и идиотизму дело никоим образом не омрачило российско-узбекских отношений: Дмитрий Медведев беседовал с Исламом Каримовым на недавней встрече в Ташкенте весьма дружелюбно.
Причина неприязни Кремля к Лукашенко проста: этот харизматичный политический деятель, при всех его очевидных минусах и экономических просчетах, ныне больно бьющих по белорусской экономике, представляет собой то политическое и цивилизационное мировоззрение, которое одинаково близко и русским, и белорусам. Этот наивный и архаичный, но милый сердцу наших народов дискурс «советского ретро», пресловутого «социализма с человеческим лицом» воспринимается Кремлем как неприятная и потенциально опасная для системы российского государственного капитализма идеологическая диверсия.
Белоруссия Лукашенко и Россия Медведева несовместимы стилистически. Несмотря на то что ОМОН в обеих странах разгоняет митинги с одинаковым усердием, между нашими социально-политическими системами за 15 лет образовалась пропасть. И еще недавно многие россияне считали, что по ту сторону пропасти живется лучше, чем по эту.
Никто не пытался в последние годы проводить исследования, сколько процентов голосов набрал бы у россиян Александр Лукашенко, если бы вдруг было решено провести выборы главы Союзного государства. Стоило бы об этом задуматься.
Разумеется, популярности у восточнославянского сообщества, попыток показать, что содружество нельзя строить путем аншлюсов и недружественных поглощений, Москва Лукашенко никогда не простит.
Неудивительно, что сегодня, когда белорусскую экономику охватил кризис, российские элиты начали злорадно клеймить «несостоятельность лукашизма». И РФ не упустит случая хоть как-то ущипнуть тяжелобольного конкурента, помучить его «электрошоком».
Комментирует Андрей Суздальцев, Высшая школа экономики
Заявления о возможных имперских амбициях Москвы, выражающихся в давлении на соседей, угрозах отключения электроэнергии, газа и нефти, характерны не только для Белоруссии и (в прошлом) Украины, но и для стран Восточной Европы в целом. Всем таким заявителям можно ответить только одно: тяжело вам платить — откажитесь.
Почему об имперских амбициях арабов, торгующих нефтью, так не говорят? Или, к примеру, о Швеции, что она, мол, хочет задавить кого-то своим газом?
В нынешней ситуации с Белоруссией стоит чисто экономический вопрос: хотите пользоваться энергоносителями — платите! Когда цена на энергоносители низкая, белорусами это воспринимается как должное. Чуть цена поднялась, Минск начинает возмущаться, что его зажимают. Нужно даром им, что ли, отдавать? Отдаешь даром — значит, ты хороший?
Скандальный же фильм о Дмитрии Медведеве, показанный недавно в Белоруссии, готовился еще в прошлом году. А показали его только сейчас не случайно. Произошло это после того, как первый транш российского кредита поступил на белорусские счета.
О чем это говорит? Во-первых, Минск дает понять, что, получив кредит от России, он ничего ей морально не должен, а волен себя вести в ее отношении так, как считает нужным.
Во-вторых, это игра с МВФ, которому демонстрируется, что Белоруссия независима от России. Лукашенко набивает себе на Западе цену.
Ну и, в-третьих, Александр Григорьевич таким образом начинает в России предвыборную кампанию. Сам он понимает, что его популярность среди россиян высока. А значит, эту популярность можно хорошо продать кому-то из членов тандема, обеспечив поддержку одного из них.
Так что, показав этот ролик, белорусы убили сразу нескольких зайцев.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов