По сведениям «Коммерсанта», Каддафи выдвигает встречное условие своего ухода от власти: разрешить своему сыну Саифу выставиться на всеобщих выборах в стране, против чего как раз и возражает оппозиция, заявляя, что сохранение возможности клану диктатора влиять на политику чревато бесконечной войной.
По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», «ни «Коммерсант», ни его «высокопоставленный источник в российском руководстве» не являются в данном случае настоящими ньюсмейкерами». Эксперт предлагает набор из трех вариантов причин появления этой информации.
«Первый вариант — вброс от самого Каддафи: мол, я ухожу. Дескать, осточертело все ужасно, человек я немолодой, и так далее. Как ни крути, все же полковник выстроил страну, и ему неприятно видеть ее раздрай с помощью НАТО, которая воспользовалась гражданской войной в своих целях», — рассуждает Сатановский.
«Не исключен, — продолжает политолог, — и вброс со стороны оппозиции: «А не сдадут ли нас западные союзники?» Они ведь понимают, что международному сообществу повстанцы осточертели не меньше их врага: денег требуют прорву, сделать ничего не могут — без натовцев их бы давно смяли. Потому что Каддафи, вопреки сообщениям западных СМИ, контролирует подавляющую часть границы с Тунисом. У него абсолютный военный перевес, сражаться его солдаты умеют, да и оснащена его армия на уровне того же альянса. Европе же полковник грозит лишь в ответ на возможную охоту на себя, а действует против «крестоносцев» даже вполне щадяще».
Наконец, третий вариант, который рассматривает Сатановский, — «вброс обыкновенный», то есть чистая игра СМИ.
Первую версию о вбросе новости со стороны Муаммара Каддафи эксперт предлагает рассмотреть более пристально. Особенно что касается его условия дать шанс поучаствовать в выборах сыну. «Понятно, что Каддафи, выйдя на выборы в любом качестве — хоть через сына, хоть через внука, — победит в пределах всей Ливии, проиграв лишь в отдельно взятом Бенгази, которое не в состоянии «сказать за всю страну», — уверен президент Института Ближнего Востока.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов