Дмитрий Медведев провел встречу с лидерами думских фракций

Комментирует Владимир Рыжков,

политик

Члены закрытого кремлевского клуба сыграли партию в поддавки

Члены закрытого кремлевского клуба сыграли партию в поддавки
Несмотря на широкое освещение в СМИ и заранее расписанную повестку, часть встречи главы государства с руководителями парламентских фракций проходит в закрытом режиме. Подобная таинственность, само собой, дает развернуться конспирологам.
12 июля 2011
В частности, бытует мнение, что именно во время таких разговоров и рождаются кулуарные договоренности между, казалось бы, непримиримыми оппонентами — «Единой Россией», КПРФ, «Справедливой Россией» и ЛДПР.

 

Как передает РИА «Новости», Дмитрий Медведев на встрече с лидерами парламентских партий похвалил их работу, заявив, что завершившийся политический сезон был «весьма и весьма продуктивным». Глава государства поблагодарил представителей нижней палаты российского парламента за принятие важных законов, в том числе касающихся реформирования МВД, борьбы с коррупцией. Президент особо отметил, что были предприняты шаги по совершенствованию политической системы, но уточнил, что она по-прежнему требует изменений. «По моему мнению, наша политическая система требует дальнейшего совершенствования. Я думаю, здесь вы меня в этом плане все поддерживаете. Она не бывает застывшей, тем более что после такой фазы покоя она сейчас пришла в определенное движение. Я считаю, это неплохо», — отметил Медведев. Он также выразил надежду на то, что грядущие декабрьские выборы в Госдуму будут открытыми и справедливыми.

Встречи с президентами — и с предыдущим, Владимиром Путиным, и с нынешним, Дмитрием Медведевым, — обычно весьма эмоциональны, но редко нарушают уже устоявшийся сценарий. Представители оппозиционных партий жалуются на «Единую Россию», лидеры которой даже уже и не оправдываются, привыкшие регулярно выслушивать претензии коллег по парламентскому цеху.

В ответ на это, по традиции, глава государства обещает ситуацию подкорректировать и с особым вниманием отнестись к законопроектам, вносимым КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией».

Повестка встреч известна заранее — лидеры фракций оповещают о ней и однопартийцев, и журналистов, и протокольную службу президента. Но, безусловно, в процессе дискуссий могут обсуждаться и многие другие вопросы, связанные с горячими событиями в стране и мире.

Однако все самое интересное и важное происходит отнюдь не под прицелом телекамер. Как пишет сайт «Утро.ру», глава справедливороссов Сергей Миронов признался, что «на таких встречах есть всегда формат с глазу на глаз, и многие кадровые предложения мы излагаем именно в таком формате».

Некоторые эксперты убеждены, что, несмотря на официальность подобных мероприятий, именно на них и происходит все то, что принято называть кулуарными договоренностями. Нужно сразу оговориться: это не торг в прямом смысле этого слова. Все присутствующие прекрасно знают друг друга, отлично понимают цели, задачи и желания оппонентов. Существуют правила игры, понятные исключительно этим людям. Если непосвященному человеку дать стенограмму подобных переговоров, он вряд ли увидит в них что-либо достойное внимания.

Вместе с тем, по информации источника «Особой буквы», несколько лет назад на заседании фракции КПРФ была жаркая дискуссия о том, почему Геннадия Зюганова на встречи с президентом сопровождают исключительно одни и те же лица. Коммунисты предлагали создать систему ротации своих представителей по примеру работы партий в других странах, которые тем самым пытаются избежать возможных тайных соглашений с оппонентами. Но, как это часто бывает в нынешней КПРФ, вопрос просто был замят.

Радикально настроенные оппозиционеры также обвиняют коммунистов в неумении использовать возможность напрямую поговорить с президентом. Они считают, что мероприятием можно было бы распорядиться с большей пользой. Например, публично напомнить первому лицу государства его предыдущие обещания или высказать под телекамеры свои требования, чего ни Геннадий Зюганов, ни другой знатный оппозиционер, Владимир Жириновский, не делают никогда.

Можно было бы и громко отказаться от приглашения, заявив о бесполезности и неконструктивности подобных разговоров, попробовав вынудить власть пойти на уступки.

Именно отсутствие резких шагов, поводов для которых было предостаточно, как раз и способствовало тому, что оппозицию в России сегодня принято разделять на системную и несистемную.

Комментирует Владимир Рыжков, политик

Вне всякого сомнения, встречи Дмитрия Медведева с лидерами думских фракций — просто протокольные мероприятия. Ничего серьезного на них не решается и никогда не решалось.

Представители партий поднимают перед главой государства второстепенные или даже третьестепенные вопросы, которые отнюдь не являются основными для страны. Президент делает вид, что учтет эти пожелания, и все на этом заканчивается.

Никаких договоренностей на таких мероприятиях не делается. Потому что все договоренности давно достигнуты. И главная из них заключается в том, что все партии, которые искусственно оставлены в России, — их у нас всего семь — играют по очень жестко оговоренным правилам. Они не могут персонально критиковать Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Они не могут персонально поднимать вопросы о коррупции в высших эшелонах власти, не могут заниматься расследованиями коррупции лично Путина и лично Медведева и их окружения.

Они также не могут критиковать внешнюю политику. Мы видели, как в свое время все партии дружно поддержали войну в Грузии. Сейчас, например, даже лидеры либеральных партий осуждают европейцев за критику нашей политической системы. На лицо навязанный консенсус по внешней политике.

То есть имеются очень жесткие рамки: нельзя трогать главные проблемы страны, нельзя критиковать власть по-настоящему, нельзя критиковать ни внутреннюю, ни внешнюю политику. Можно лишь предлагать частные вещи. Например, по ЕГЭ, по рыбалке — это им разрешено. Но сущностные вещи затрагивать нельзя. И пока эти партии выполняют эти обязательства, их допускают до выборов.

Но они заранее знают, что выборы будут сфальсифицированы, что у них отнимут голоса, что «Единой России» по плану напишут 65 процентов. И они сознательно идут на это.

Все, что мы видим, — имитация. Имитация демократии, имитация многопартийности и честного разговора. А на самом деле — фальшивка и ложь.

Истинная оппозиция до выборов не допускается, как «Партия народной свободы» или другие восемь партий, которые не были зарегистрированы. Настоящая оппозиция на выборы не идет, потому что у нее нет такой возможности. А те, кто идет на них, играют по нотам Кремля. И дирижером этой игры тоже является Кремль.

Рядовые члены КПРФ, например, давно смирились с таким положением дел. Оппозиционные партии, имеющие фракции в Госдуме, конечно, могут еще раз хлопнуть дверью и выйти из зала заседаний, как это было после выборов в Мосгордуму, и выторговать себе какие-то мелкие подачки. Но это не изменит самой системы.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов