Про эту затею уже есть две противоположные точки зрения. Одни говорят про очередную развлекалочку бюрократов, которые, имитируя демократию и выборы, придумывают все новые и новые суррогаты демократии и выборов. Другие между тем отмечают, что народ в праймериз участвует охотно, ходит на них как на эстрадные концерты и тем самым доказывает, что политическая жизнь в стране существует, а выборы худо-бедно проводятся.
Я же придерживаюсь промежуточного симбиоза. Во-первых, я совершенно не уверен, что наш народ так сильно стремится избирать и быть избранным. Традиции выборности у нас недолгие, корни пустить эта процедура не успела и после вольных игрищ с урнами и бюллетенями начала 90-х уступила место привычной имитации, когда главным на выборах остается ассортимент буфета на выходе с участка.
«Единая Россия» и «Народный фронт» не имеют никакого отношения к партиям, политике, общественному движению и гражданскому обществу. Это организации, которые либо отражают принадлежность к правящей группе, либо выражают стремление некоторых граждан благоустроить свою жизнь. Если для благоустройства этим людям завтра потребуется сжечь свои партбилеты и вступить, допустим, в «Правое дело», они сделают это не задумываясь, и список «Правого дела» окажется идентичен списку «ЕдРа». Так что все эти праймериз — фиговина с морковиной.
А если у вас есть какие-то на сей счет надежды или иллюзии, то поглядите на лидеров гонки. В каждом регионе впереди элитарные бюрократы. Зачем им нужно это лидерство, если в Думу они не пойдут, а в губернаторы их и так назначат, — непонятно.
Но так положено. Победа в праймериз — это хорошее дополнение к прочим статусным атрибутам. А чтобы разбавить эту вереницу щекастых физиономий, по советской традиции туда добавляют лица кумиров страны, вроде спортсменов и артистов.
Так что с американскими праймериз у этого действа общее только название.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов