Можно предположить, что речь Василия Якеменко была направлена далеко не ко всем участникам форума. На «Селигере» в этом году собрались очень разные люди, а далеко не только «нашисты». Если прочитать интернет-дневники участников форума, становится понятно, что большая часть из них используют молодежный лагерь как средство познакомиться с ровесниками, отдохнуть и повидаться с известными людьми. Об этом подробно написал Александр Минкин, читавший там лекции.
Думается, что субъектом пламенных якеменковских речей были именно члены «Наших». Нельзя забывать, что движение, позиционирующее себя как охранный отряд, призванный в уличных акциях выражать волю «лучшей части» молодежи, финансово не самостоятельно. Его финансируют лица, приближенные к власти.
При любых режимах, в любых странах власть всегда нуждается в «неформальной» поддержке якобы одобряющего ее народа. Но беда подобных дружин в том, что они становятся активной политической силой, лишь имея врага. Причем совершенно не важно, выдуманный это враг или настоящий. В условиях отсутствия оппонентов активистов объединяют только мечты в будущем стать «своими» и встроиться во властную вертикаль.
Сейчас у «Наших» явно возникли проблемы с врагами. Немцов, Касьянов, правозащитники, видимо, уже не вызывают у них должного чувства. Нужно что-то новенькое. А с этим в предвыборный год, когда совершенно не ясен политический расклад и не определен список лиц, которым будет дозволено побороться за место на властном Олимпе, легко можно ошибиться.
Остается одно — мотивировать весьма амбициозных и организованных ребят обещаниями самостоятельного политического будущего. В противном случае повзрослевшие «нашисты» вместо поисков бензозаправок, где не доливают бензин, будут думать о том, как бы побыстрее заработать на собственную АЗС. Все это Василий Якеменко уже проходил с движением «Идущие вместе».
Так что никакой новой политической партии не будет. Слова главы Росмолодежи не более чем внутренняя пропагандистская кухня. Более того, судя по тому, что лидерам «Наших» приходится делать подобные заявления и искать новые стимулы для его участников, в якеменковском королевстве не все спокойно и гладко.
Комментирует Евгений Минченко, политолог, политтехнолог
Не очень понятно, какую нишу планирует занять с этой предполагаемой партией Василий Якеменко. Пока «Наши» пытаются стать чем-то вроде комсомола при «Единой России». Никакой идеологии у них нет, кроме как: все, что скажут «наверху», то и хорошо.
Кроме того, движение является молодежным, задан четкий возрастной ценз. У нас же по законодательству запрещено создавать партии, которые имели бы ограничения для своих членов по социальному, возрастному, половому или другим принципам. Именно в связи с этим в свое время возникли вопросы к партии пенсионеров. И к «партии молодежи» могут возникнуть аналогичные претензии.
Полагаю, слова Якеменко призваны поднять престиж движения «Наши», в том числе в глазах самих «нашистов». Это особенно актуально в связи с конкуренцией, существующей сегодня среди молодежных движений, желающих заслужить расположение властей. Среди соперников «Наших»: «Молодая Гвардия «Единой России», Молодежное патриотическое движение «СТАЛЬ» и другие. Вот в этой внутренней борьбе, по всей видимости, и заключается причина данных высказываний главы Росмолодежи. О каких-то же политических амбициях «нашистов» говорить не приходится.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов