Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам, политическим партиям, гражданскому процессу: «Очевидно, что националистические идеи набрали за последнее время популярность. Причина этого кроется в неумелой иммиграционной политике государства, полном пренебрежении властями интересами народа и многом другом. Поэтому разные политические и околополитические силы ищут методы взаимодействия с националистически настроенной частью населения, пытаясь оседлать эту волну и с ее помощью «снести» коррумпированный режим. В какой-то мере это может оказаться эффективным, но здесь важно не «заливать пожар керосином». То есть от власти, конечно, как-то удастся избавиться, но из истории известно, что ультраправые приводили страны, в которых им удавалось встать у руля государства, в еще больший упадок, чем классические авторитарные режимы, подобные нынешнему российскому. Сам национализм по своему духу Владимиру Путину близок, но ни он сам, ни его окружение все же всерьез играть с этими идеями боятся. Есть сегодня в России и националисты, находящиеся в жесткой конфронтации с Путиным. Но есть и те, кто готов подкормиться и там, и сям. Ярчайший пример человека, пытающегося оседлать националистическую волну, — Дмитрий Рогозин. Позиционируя себя в качестве умеренного националиста, он тем не менее прекрасно сотрудничает с режимом, является представителем России в НАТО и, возможно, даже войдет в путинский «Общероссийский народный фронт». В свою очередь, «Правое дело», позиционирующее себя как либеральная организация, является партией предателей. И здесь нельзя удивляться ничему. Ни принятию в свои ряды скинхедов, ни — в перспективе — приглашению Владимира Путина, в оппозиции к которому они вроде бы находятся».
Уже сейчас можно сказать, что большинство партий, намеревающихся бороться на грядущих выборах за места в Государственной думе, так или иначе будут использовать националистическую риторику.
Для КПРФ национал-патриотическая компонента в пропаганде — явление обыденное. Партия Зюганова никогда и не была, собственно, левой и коммунистической в классическом, европейском понимании — ей чужд интернационализм и свойственна немыслимая идейная эклектика: ссылки на Маркса и Энгельса и одновременно на Минина и Пожарского, радикально-социалистическая риторика и «борьба за права русского народа».
ЛДПР также решила вернуться к тем темам, которые обеспечили Владимиру Жириновскому стремительный политический взлет в середине 90-х. Лидер либерал-демократов уже провел в Госдуме встречи с некоторыми националистическими активистами и блогерами ультраправых взглядов. Без сомнения, ЛДПР попытается в ходе грядущей предвыборной игры использовать карту национализма по полной программе, и это будет смотреться достаточно органично и естественно.
Но это две партии, для которых «русский вопрос» традиционно является актуальным, а «ветра Манежки» лишь дополнительно подстегнули партийных пропагандистов креативить в этом направлении. Однако набирающий силу дискурс русского национализма оказал влияние не только на коммунистов и жириновцев. То, что происходит в последнее время с партией «Правое дело», мягко говоря, изумляет многих экспертов. Этот проект, первоначально создававшийся Кремлем как либеральная альтернатива несистемным оппозиционерам из «Солидарности», ныне, под руководством Михаила Прохорова, тоже пытается поработать на плодородном поле националистических настроений.
Первая ласточка удивительных идеологических метаморфоз пролетела еще на съезде, избравшем Прохорова партийным лидером. Тогда, наряду с многочисленными изменениями в устав «Правого дела», превратившими партию в вождистскую структуру, было одобрено и еще одно новшество, оставшееся почему-то без внимания: изменениям подверглась символика «ПД». Раньше эмблемой «Правого дела» была пятиконечная сине-бело-красная звезда. Эти цвета изменили на черно-желто-белую гамму, а это расцветка так называемого «имперского флага», используемого националистами с начала 90-х годов. Казалось бы, мелочь. Но дальше началось самое интересное.
На рекламных баннерах, раскручивающих личность олигарха Прохорова, появился не особенно свойственный либералам-рыночникам слоган: «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее». Забавно, что эту известную каждому россиянину фразу в культовом фильме «Брат-2» говорит американскому миллиардеру Данила Багров, молодой парень из бедной семьи, ветеран чеченской войны, отстреливающий чеченских криминальных авторитетов, высаживающий из трамвая кавказцев-безбилетников под дулом пистолета и заявляющий, что к немцам относится «нормально», а к евреям — «как-то не очень».
Вскоре из Саратова поступают сообщения о том, что местные националисты из коалиции «Русский блок — Саратов» заявляют о готовности вступить в «Правое дело». А в Московской области, по данным газеты «Известия», праводелы вплотную решили заняться «русским вопросом». Подмосковный партийный руководитель Борис Надеждин заявил изданию, что уже провел несколько круглых столов с участием националистов и поэтому в его отделение теперь «массово вступают офицеры и молодые бритоголовые». Также Надеждин привлек к партийной работе одного из организаторов «Русских маршей» Виктора Милитарева — обсуждается даже вопрос о его включении в список партии на выборах в Мособлдуму. Другой известный националист, Петр Милосердов, может войти в списки «ПД» на выборах в Госдуму.
Таким образом, «Правое дело» становится все боле «правым» — в традиционном, принятом на Западе смысле слова. То есть партией, объединяющей в своей идеологии как национальные, так и либерально-рыночные ценности, но с небольшой долей социального популизма. Такое понимание политической силы правой ориентации для России абсолютно непривычно — у нас «правыми» зачастую принято было считать либералов-космополитов а-ля Егор Гайдар и Валерия Новодворская, враждебно относящихся к любым намекам на национальные лозунги и социалистические ценности.
Разумеется, такой крен в сторону национализма объясняется не только текущими общественными трендами и «синдромом Манежки», но и желанием Михаила Прохорова «отмыть» «ПД» от ярлыков «партии олигархов» и «антинародного фронта». Его неосторожные предложения изменить Трудовой кодекс вкупе с куршевельскими чудачествами наш электорат забудет не скоро, поэтому неприятный имидж нужно подкорректировать. Работа же над «русским вопросом» может принести праводелам определенные симпатии со стороны целевой аудитории — среднего класса, которому тоже не чужды националистические эмоции.
Не оставила без внимания болезненную «русскую тему» и партия власти. По сообщениям газеты «Коммерсант», в российскую политику собирается вернуться постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин — один из самых талантливых игроков на национальном поле.
Сам Рогозин пока эту информацию не подтверждает, но достоверно известно, что его «Конгресс русских общин» (КРО) проведет свой съезд в сентябре, незадолго до съезда «Единой России». И на этом съезде КРО вроде как примет официальное решение о присоединении к «Общероссийскому народному фронту». Таким образом, «фронтовики» и единороссы получат в свое распоряжение одну из старейших националистических организаций России (КРО существует с 1993 года). Да и для самого Рогозина во «фронте» наверняка найдется окоп, прикрывающий национальный фланг в предвыборной борьбе.
Власть пока, похоже, приветствует педалирование националистических тем системными партиями, но одновременно беспощадно подавляет несистемный национализм. Уже запрещены радикально-националистические «Славянский союз» и «Движение против нелегальной иммиграции», вряд ли получится получить регистрацию в Минюсте новому ультраправому объединению «Русские». Такая политика двойных стандартов направлена на то, чтобы сделать национальный дискурс максимально респектабельным и преодолеть «синдром Манежки».
В общем, на националистической площадке, где до недавнего времени прозябали лишь маргиналы, теперь станет тесно — туда в поисках депутатских мандатов ринулись политики всех мастей.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов