Вадим Соловьев уже писал запросы в Центризбирком, Минюст и Генпрокуратуру, но эти ведомства рассматривать их отказались. Цепочка «путешествия запроса» выглядела так: Генпрокуратура переслала запрос в Министерство юстиции, которое заявило, что контроль финансовой деятельности партии осуществляет ЦИК и «проверка сведений о некоммерческих организациях, осуществляющих пожертвования партиям», проводится также на основании представления ЦИКа.
Центризбирком же ответил, что не «наделен полномочиями» проверки фонда поддержки «Единой России», а от самой партии отчет о поступлении и расходовании средств будет представлен в ведомство до 30 октября.
Тогда депутат попросил Счетную палату РФ проверить законность поступления средств на счет фонда и установить, не финансировали ли его деятельность государственные и муниципальные организации. «В компетенцию Счетной палаты входит проверка законности использования государственных средств. А у меня есть информация из моего округа в Тверской области, что в фонд поддержки «Единой России» перечисляли средства муниципальные предприятия. Если это подтвердится, будет большой скандал», — говорит Соловьев, отмечая, что схема с фондом поддержки позволяет обходить запрет на финансирование партий государственными и муниципальными предприятиями.
В свою очередь, глава исполкома «Единой России» Андрей Воробьев сообщил, что, финансируя праймериз за счет фонда поддержки, партия действует «строго в рамках законодательства», и порекомендовал КПРФ «формировать свои партийные списки также открыто, а не решать судьбы в тиши кабинетов». При этом он не смог назвать точную стоимость проведения праймериз, только отметил, что траты не вышли за пределы объявленной ранее суммы в 20 млн рублей.
Председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский считает, что вероятность выявления нарушений в финансировании «Единой России» Счетной палатой чрезвычайно мала. По его мнению, это связано с тем, что в России существует властная вертикаль, в которую и встроена Счетная палата.
Кроме того, он уверен, что заявленная сумма в 20 млн рублей, потраченная на проведение праймериз, более чем адекватная цена за такое мероприятие.
«Если подобные праймериз соберутся проводить другие партии, то вопросы об их финансировании, скорее всего, возникнут. Они и сейчас возникают, даже без проведения праймериз», — предполагает экономист.
Он объяснил, что другим российским партиям, по сути, праймериз и не нужны — в них состоит меньшее количество человек. «Из того сонмища людей, которые есть у «Единой России», действительно сложно выбрать кандидатов», — считает собеседник «Особой буквы».
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева