Кремль будет держать интригу-2012 до декабря-января, чтобы не плодить «хромых уток»

Комментирует Алла Грибанова,

социальный психолог

Сезон охоты на «хромых уток» открыт не будет

Сезон охоты на «хромых уток» открыт не будет
СМИ предполагают, что Медведев объявит о своих планах в связи с выборами президента уже в сентябре. Однако политическая стилистика нынешних властей такова, что они, скорее всего, будут держать интригу до последнего, то есть до декабря-января.
1 сентября 2011
Президент решил принять участие в съезде «Единой России», который пройдет 23—24 сентября. Поскольку вопрос о главном кандидате на президентских выборах по-прежнему остается открытым, не удивительно, что тут же нашлись «анонимные источники», заявившие, что именно на съезде будет оглашено «судьбоносное решение».

 

Помимо объявления о своем участии в грядущем съезде единороссов, Дмитрий Медведев на встрече с журналистами в Сочи вновь подтвердил приверженность реформистскому курсу: «Я считаю, что политическую систему нужно реформировать — постепенно, но неукоснительно… Это не значит, что мы должны отбросить все, что было сделано за последние 10—12 лет, но мы должны вносить коррективы во все институты политической системы… В отношении Совета Федерации не исключаю, что было бы неплохо вернуться к идее его выборности». Одновременно президент подчеркнул, что нужно «подумать об укреплении парламентской составляющей, чтобы партии вели себя активнее, чтобы парламентское расследование было более эффективным».

Политические элиты и активная часть российского общества настолько истомлены «интригой-2012», что любые сведения о дате оглашения решения тандема по президентским выборам воспринимаются с огромным и нервным интересом.

По данным неких источников газеты «Коммерсантъ», близких к Кремлю, Дмитрий Медведев заявит о своей позиции относительно президентских выборов уже на грядущем съезде «Единой России», так как в декабре это делать якобы будет уже поздно. Доводы в пользу такого сценария приводятся простые: если Медведев объявит о намерении баллотироваться в президенты с трибуны съезда, это прибавит единороссам около 10 процентов голосов. Считается, что у действующего главы государства есть некий особый, чисто медведевский электорат, который проголосует за «Единую Россию» только в том случае, если партия поддержит его на выборах.

Конечно, 10 процентов на парламентских выборах — цифра серьезная, тем более у партии власти сейчас имеются определенные электоральные проблемы, и получение ей конституционного большинства в Госдуме под большим вопросом. Но все же нельзя упускать из виду возможность обратного эффекта. Среди сторонников «Единой России» и ее лидера Владимира Путина есть немало радикальных «ультрапутинистов», фанатов «твердой руки» и «вставания России с колен», которые откровенно недолюбливают «либерала» Медведева. Они готовы мириться с его пребыванием в президентском кабинете как с временной мерой, обусловленной необходимостью выхода из тупика 2008 года. Но поддержка «Единой Россией» Дмитрия Анатольевича на выборах-2012 их серьезно деморализует и, вполне возможно, оттолкнет от поддержки партии власти во время думской выборной кампании.

К тому же длящаяся интрига, вопреки расхожему мнению, не дестабилизирует систему, а, напротив, уравновешивает. В условиях интриги оба члена тандема сохраняют полновесность, их совместные фотосессии в черных очках а-ля «агент Смит» стали фирменным приемом государственной пропаганды. Объявление фамилии «кандидата №1» уже в сентябре автоматически превратит второго члена тандема в «хромую утку», что отрицательно скажется на эффективности государственной машины в столь ответственный период, когда особенно важно держать ситуацию в стране под контролем.

Синдрома «хромой утки» избежать достаточно просто: нужно представить обществу кандидата в президенты в декабре, как это и было сделано четыре года назад. Останется позади бодрая парламентская гонка, очередная триумфальная победа «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» во главе с Путиным. Владимир Владимирович, обновивший свой имидж лидера и отца нации, обожаемый массами победитель, будет в этот момент на пике славы и величия. Поддержав Медведева на президентских выборах, он станет не «хромой уткой», а покровителем и спасителем, паровозом, тянущим в будущее и партию власти, и президента.

В том случае, если будет принят сценарий нового путинского президентского срока или выдвижения в президенты некоего третьего лица, о нем тоже разумнее объявить в декабре, опять же на волне думского триумфа, тем самым снизив продолжительность политической «хромоты» Медведева на три месяца.

Впрочем, что бы ни заявлял нынешний глава государства на съезде «Единой России», сам факт его прихода на это мероприятие демонстрирует слабость медведевских политических проектов. Фактически он вынужден продолжать работать в путинском политическом поле, опираться на партию Путина, заручаться ее поддержкой. Проект «Справедливой России» как второй партийной ноги власти закончен, судьба «Правого дела» неясна, и «Единая Россия» остается единственным надежным партийным инструментом в руках Кремля.

Комментирует Алла Грибанова, социальный психолог

То, что Кремль прямо не заявляет о том, кто будет баллотироваться в президенты, делается сознательно.

Во-первых, власть хочет досконально знать электоральные предпочтения россиян. Те, кто принимает решения о будущем кандидате на роль первого лица государства, хотят понять, за какие партии страна проголосует на декабрьских выборах в Государственную думу. Им важно все: насколько, например, сыграет партия Прохорова, приманит ли к себе электорат «Справедливая Россия». То есть более четко видеть электоральный расклад. Только тогда власть окончательно определится со своим кандидатом.

А сейчас наверняка рассматривается несколько вариантов. Потому что власть пока не понимает точно, насколько сильны в современном российском обществе оппозиционные настроения, что необходимо для точного моделирования ситуации в марте 2012 года. Поэтому они ждут.

Во-вторых, объявление имени будущего президента задолго до голосования даст возможность критикам разложить все недостатки претендента по полочкам. Чем меньше времени у оппозиции будет для критики, тем выгоднее власти. Да и вброс информации будет ярче. Игра на синдроме неожиданности даст больше шансов выиграть именно этому человеку.

Третье: несмотря на то что страну беспокоит неопределенная ситуация с будущим главой государства, люди устали от накала политических страстей. Россиянам хочется просто жить, работать, растить детей, зарабатывать деньги. Народ начинает переключаться на проблемы своей частной жизни, а политические проблемы уходят на периферию интересов. Чем ближе к выборам объявят, кто станет президентом, тем большее количество избирателей уже совершенно индифферентно на это отреагирует. Поэтому можно предположить, что на факторе усталости общества также строится определенный расчет.

Если ближайшие полгода станут для России еще и благополучными материально — будут расти зарплаты, будут инвестиции в мелкий бизнес и люди почувствуют, что жить станет хоть чуть-чуть легче, — общество станет спокойнее. Это тоже станет шагом к позитивному для правящей верхушки исходу мартовских выборов. Ну а власть, безусловно, сделает все от нее зависящее, чтобы снизить протестный накал, чтобы в стране начался рост хоть минимального материального благополучия населения.

Так что в любом случае для власти затягивание с объявлением кандидатуры в президенты выгодно. И политологи, призывающие Кремль сделать это быстрее, в сентябре, все прекрасно понимают.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов