Япония готова начать экономическое сотрудничество с Россией на Курильских островах

Комментирует Максим Братерский,

профессор кафедры мировой политики Высшей школы экономики

Японское правительство ходит по лезвию катаны

Японское правительство ходит по лезвию катаны
Новое правительство Страны восходящего солнца одобрило предложение Москвы по совместному развитию островов Курильской гряды. Речь идет о целом ряде инвестиционных проектов, в которые сможет вложиться японский бизнес.
7 сентября 2011
Глава МИД Японии Коитиро Гэмба сказал, что хотел бы выработать «конкретный план продвижения стратегического партнерства» с РФ, включая совместную экономическую деятельность на Южных Курилах. Хотя эксперты говорят о том, что подобные заявления носят декларативный характер и решение спорного вопроса Курильских островов вряд ли будет достигнуто в ближайшем будущем, нужно признать, что сама идея сотрудничества двух стран на спорных землях указывает на неготовность Токио усугублять сейчас старый конфликт.

 

О совместном экономическом освоении Южных Курил Дмитрий Медведев говорил еще в конце 2010 года. Тогда президент заявил, что реализация «совместных экономических проектов» на Курильских островах могла бы сблизить позиции двух стран. «Можно подумать о создании единой экономической зоны, зоны свободной торговли. Там все деньги зарабатывают, там будет особая микросреда, туда будут приезжать люди работать, будут приезжать подданные Японии, будут исторические места посещать и работать там», — отметил российский лидер. В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров не ограничил сотрудничество только японскими предпринимателями: «Будем рады видеть там и китайских, и корейских инвесторов. Будем рады видеть там и наших японских партнеров. Мы открыты к сотрудничеству на Курилах с самыми разными инвесторами». Примерно в таком же ключе высказался и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

Конечно, с точки зрения дипломатии признание возможности сотрудничества на Курильских островах устами министра иностранных дел Японии — немалая победа России. Ведь Токио всегда считал, что любая деятельность, в том числе и экономическая, на Курилах ослабит его позиции в территориальном споре.

Думается, что мнение большинства японцев по этому вопросу не изменилось и вряд ли изменится. Но ослабленная весенними природными катаклизмами Страна восходящего солнца сегодня вынуждена рассматривать любые предложения, позволяющие хоть как-то помочь экономике. Однако от предложений до действий — путь долгий. А в отношении сотрудничества с Россией по Южным Курилам для официальных японских лиц это дорога к политическому харакири.

Заявление Коитиро Гэмбы можно объяснить исключительно стремлением Токио отложить на время активную фазу борьбы за «северные земли», как в Японии называют Курилы.

Что же касается внутрироссийского аспекта приглашения Японии к инвестированию в Курилы, то он говорит лишь о непонимании того, что с островами в принципе делать. Экономически, как показала практика, мы их развивать сами не готовы.

Эксперты много лет твердят, что эти уникальные в природном отношении земли можно и нужно использовать для экологического туризма, набирающего все большую популярность. Строительство на территории Курил каких-либо производств (или, как опасается местное население, атомной станции взамен разрушенной Фукусимы) даст намного меньше, чем мог бы принести и бюджету страны, и жителям островов природный заповедник.

Комментирует Максим Братерский, профессор кафедры мировой политики Высшей школы экономики

Убежденность японцев в том, что Курильские острова были и будут японскими, не ослабевает. Эти слова уже стали некой мантрой, произносить которую в Японии не прекратят. Политик, решивший открыто высказаться за отказ от претензий на Курилы, тут же завершит свою карьеру.

Так что правительства в Стране восходящего солнца меняются, но позиция по «северным территориям» остается неизменной. Никто не хочет совершать политическое самоубийство.

Понимая внутриполитическую ситуацию в Японии, как и внутриполитическую ситуацию в России, убежденность наших граждан в принадлежности Курил к РФ, Дмитрий Медведев в конце прошлого года выступил с инициативой примерно такого характера: бог с ним, с политическим суверенитетом этих территорий, давайте ими владеть вместе в экономическом плане, вместе пользоваться. Идея президента России не нова. Похожие предложения делались японцам и во времена Михаила Горбачева, но тогда интереса в Токио они не вызвали. Хорошо, если движение в эту сторону начнется сейчас, хотя я отношусь к такой возможности скептически.

Япония сегодня находится в далеко не лучшем финансово-экономическом состоянии после десятка лет рецессии и обрушившегося недавно на страну урагана. Есть ли у нее ресурсы, будет ли на такое сотрудничество согласие в обществе — два вопроса, от ответов на которые зависит жизнеспособность инициативы о совместном экономическом использовании Южных Курил.

Слова же полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева о том, что если на предложение не согласятся японцы, их место могут занять китайские, корейские и американские компании, — политический блеф. Возможно, хорошо рассчитанный, но блеф. Ведь взаимоотношения между Японией, Кореей и Китаем так закручены, что если какая-то из сторон начнет осваивать Южные Курилы, которые Токио считает своей территорией, это может иметь такие последствия, что мало никому не покажется.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов