Пресса весьма живо откликнулась на рокировки в высших эшелонах власти. Главная версия кадровых перестановок — попытка Кремля усилить позиции правящей партии в двух проблемных округах — Центральном и Северо-Западном. Именно ЦФО и СЗФО — слабые места для «Единой России» в свете надвигающихся выборов.
Северо-Запад преподносил властям неприятные сюрпризы на протяжении последних лет несколько раз. В 2005 году Питер стал колыбелью так называемой «ситцевой революции» — массового уличного протеста пенсионеров против монетизации льгот. Масштабные акции в Северной столице стали детонатором протестной активности по всей стране, что было очень неприятно для Кремля, как раз тогда боявшегося распространения «оранжевых сценариев» на Россию.
Два года спустя опять же в Санкт-Петербурге состоялся самый многочисленный «марш несогласных» — в нем приняли участие тысячи человек, которые смели на своем пути несколько шеренг ОМОНа.
А не так давно ареной многотысячных народных выступлений стал Калининград: жители города фактически заставили Москву снять с поста губернатора одиозного Георгия Бооса.
Между тем местный полпред Илья Клебанов откровенно тяготился своей должностью, мечтал о Москве и живущей в ней семье, не предпринимая необходимых усилий для выравнивания ситуации в неспокойных северо-западных губерниях.
Катастрофически низкие реальные рейтинги «Единой России» в Петербурге и Калининграде и большой уличный протестный потенциал в этих городах требовали эффективного менеджера, осознающего важность поставленной перед ним задачи. Такой фигурой и должен стать Николай Винниченко, переброшенный на северо-западный фронт для поддержки фронта народного и общероссийского.
Центральный округ вместе со склонными к фрондированию Москвой и Московской областью — еще одна проблема. К Георгию Полтавченко вроде особых претензий не было, но он понадобился в Петербурге, и прикрывать Центр отправили видного, хоть и непубличного, чиновника Администрации президента Олега Говоруна.
Имеющий репутацию «правой руки Суркова» в АП, господин Говорун должен контролировать ситуацию в ЦФО в период выборов 2011—2012 годов, попутно страхуя Сергея Собянина в сложной операции по расширению Москвы.
Об Олеге Говоруне разные люди говорят разное. Функционеры «Единой России», членом Высшего совета которой он является, единодушно оценивают его как эффективного управленца. Лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев на страницах «Коммерсанта» высказался о нем так: «Он крайне порядочный, умеет держать слово, не ставит партийные интересы выше человеческих». Если учесть, что жена господина Говоруна является депутатом нижней палаты от ЛДПР, подобная теплая оценка неудивительна. КПРФ и «Справедливая Россия» убеждены, что выдвижение Говоруна в полпреды связано с необходимостью усилить позиции единороссов в ЦФО. Несистемная оппозиция привычно обвиняет Говоруна, как любого другого чиновника АП, в удушении свобод, установлении цензуры и прочих смертных грехах.
Впрочем, независимо от положительных либо отрицательных оценок данной личности все признают, что Говорун — птица серьезная и всегда справлялся с поставленными перед ним руководством задачами.
Источники «Коммерсанта» утверждают, что назначение Говоруна на должность полпреда в ЦФО — сильный ход со стороны Владислава Суркова, фактически отстраненного от курирования предвыборной кампании «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» командой опекаемого Путиным Вячеслава Володина.
Действительно, Сурков, по некоторым данным, впал в немилость у национального лидера — с этим влиятельным чиновником, курирующим долгие годы внутреннюю политику и идеологию, Владимир Путин фактически не согласовал создание ОНФ. Между Сурковым и Володиным сейчас разгорается серьезная подковерная война, и не исключено, что выдвижение Говоруна — сурковская атака.
С другой стороны, в данную логику не очень укладывается недавняя работа сына Олега Говоруна помощником Володина — если, конечно, Говорун-младший не исполнял при этом какое-либо секретное задание Владислава Юрьевича.
Помимо укрепления предвыборных позиций партии власти есть и еще два аспекта перестановок: попытки Медведева, во-первых, переформатировать институт полпредов, по мнению многих экспертов, явно катившийся к вырождению, а во-вторых, усилить свои личные позиции.
Первоначально, на заре путинского правления, полномочные представители президента являлись по большей части «генерал-губернаторами», выходцами из силовых ведомств. Их задачами были подпирание вертикали власти своими генеральскими спинами, контроль над местными элитами, опьяненными свободами ельцинского лихолетья. Теперь же региональные элиты на уровне субъектов Федерации выстроены «под Москву», демонстрируют верноподданнические чувства, но вот эффективно решать проблемы электоральных успехов партии власти иначе как при помощи грубых фальсификаций не умеют.
Возможно, Медведев стремится сделать институт полпредов более гражданским и более политтехнологичным, превратить полномочных представителей в «смотрящих» за успехами «Единой России» и иных, будущих, кремлевских партийных проектов.
Так же интересно то, что среди всех полномочных представителей остался только один путинский выдвиженец — Григорий Рапота в Приволжском федеральном округе, которого, впрочем, по информации «Газеты.Ru», тоже сменят примерно через три месяца. И Николай Винниченко, и Олег Говорун считаются людьми Медведева, которые должны, помимо всего прочего, уравновешивать новоиспеченных путинских глав регионов — Полтавченко и Собянина.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов