Александр Хлопонин первым из российских чиновников раскритиковал руководство Чечни

Комментирует Олег Орлов,

руководитель правозащитного центра «Мемориал»

Кадыров впервые получил пару неласковых слов

Кадыров впервые получил пару неласковых слов
Полномочный представитель президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин неожиданно раскритиковал некоторые принципы правления Рамзана Кадырова.
9 сентября 2011
Как сообщило агентство Reuters, в ходе беседы с иностранными журналистами Хлопонин заявил: он не полностью согласен с тем, что происходит в Чечне. Это тем более удивительно, что высшие российские чиновники предпочитают не то что не критиковать, а вообще не комментировать Рамзана Кадырова. Негласное табу на обсуждение деятельности главы Чеченской Республики до полпреда никто из официальных лиц не нарушал.

По сообщениям СМИ, в беседе с представителями прессы Хлопонин также заявил, что, по его сведениям, в настоящее время на Северном Кавказе действуют примерно тысяча боевиков, объединенных в 15 вооруженных отрядов. Напомним, что последний террористический акт в Грозном, произошедший 30 августа этого года, унес жизни девятерых человек.

«Молодые люди испытывают недостаток свободы, они хотят развиваться более динамично. У нас действительно есть определенная проблема с этим, это очевидно», — высказался Александр Хлопонин.

Говоря о причинах «неприкасаемости» Рамзана Кадырова, власть всегда приводит довод о стабилизации ситуации в республике. В чеченских официальных СМИ, на информационных сайтах региона нельзя найти никаких жалоб на его принципы правления. Более того, в российских средствах массовой информации, критикующих и чеченского лидера, и руководство страны в целом, никогда не писалось о недовольстве внутри самой Чечни.

Единственное, что можно вспомнить, — это вызвавшее гневную отповедь омбудсмена республики Нурди Нухажиева интервью писателя Германа Садулаева «Комсомольской правде» в октябре 2010 года. Тогда писатель, чеченец по национальности, заявил, что «главная проблема Чечни — не терроризм, а секс».

В беседе с журналистом «КП» писатель объяснил, что в республике «внутренний конфликт в традиционном обществе в стадии разложения. Декларируются семейные ценности, а на деле молодежь эмэмэсками друг другу пересылает порнуху. Бабушка учит, как быть настоящим чеченцем, а потом юноша включает МТV, а там, мягко говоря, учат другому». Тогда же Садулаев рассказал, почему, по его мнению, Чечне грозит расцвет гомосексуализма, — в регионе моноэтнизм и нормы фундаментализма.

Пожалуй, кроме этого скандального интервью, ничего о недовольстве чеченцев своим положением россияне не слышали. Почему вдруг известный своей аппаратной осторожностью и конформизмом Александр Хлопонин высказался на эту тему, можно только догадываться. По долгу службы ему наверняка известно больше, чем кому бы то ни было. Видимо, в Чечне действительно назрели серьезные внутренние проблемы. Тем более что в Москве, например, молодые чеченцы ведут себя более чем свободно.

Заявление полпреда выглядит скорее обращением к Рамзану Кадырову, чем стремлением просветить страну о ситуации в этом регионе. Недаром Хлопонин рассказал это иностранным журналистам, а не российской прессе, не став уточнять, что он понимает под словом «свобода». Да и примеров конкретных никаких не привел.

И вот что примечательно: на той же самой встрече полномочный представитель президента в Северокавказском федеральном округе отклонил обвинения некоторых правозащитников в организации Кадыровым убийств своих политических оппонентов. В общем, традиционно не дал в обиду…

Комментирует Олег Орлов, руководитель правозащитного центра «Мемориал»

Можно только приветствовать тот факт, что господин Хлопонин озвучил реально существующую проблему. В Чеченской Республике вообще наблюдается дефицит гражданских свобод. Любых и у всех слоев общества, не только у молодежи. Это регион, где наступает чуть ли не абсолютная несвобода. Регламентация всех сфер жизни общества достигла в Чечне недопустимого уровня. Молодежь просто является одной из наиболее остро реагирующих на различные ограничения частей населения.

Все мы, «мемориальцы», часто бывающие в регионе, это видим и об этом постоянно слышим от самих ребят. С тем же сталкиваются и иностранные корреспонденты. На официальных встречах со студентами университета перед ними выступают заранее подготовленные докладчики, рассказывающие о замечательной и безоблачной жизни. Официальное мероприятие заканчивается, и те же люди в ходе личных бесед признаются, что рассказанное — неправда.

Реально же отсутствует возможность свободного волеизъявления, выбора образа жизни, поведения, самых разных вещей. Студенты заявляют, что после получения образования намереваются уехать из республики. И это очень опасно — образованная часть населения Чечни покидает регион.

В результате двух войн и периода фактического безвластия, разгула бандитизма масса образованных людей и так покинула Чечню. И их отток вновь грозит республике.

Это, однако, не самое страшное. Другая часть молодежи, среди которой есть как необразованные ребята, так и образованные, из хороших семей, уходит «в лес». По той же причине — невозможности как-то себя проявить, легально выразить свое несогласие с теми или иными моментами общественной жизни, установленными местными властями порядками.

Чечня Рамзана Кадырова с тотальной регламентацией всего и вся превратилась, по сути, в феодальный регион. Федеральное законодательство здесь действует постольку-поскольку. Сегодня главный закон — «Рамзан сказал».

Это встречается сплошь и рядом. О таком законе говорят и люди в погонах, с оружием. Слышится он и в ответ на вопросы, почему мне нужно одеваться именно так, или почему останавливается моя машина, предъявляются те или иные требования. Можно ссылаться на какие-то федеральные законы, но правило «Рамзан сказал» выше любого из них.

Фраз, произнесенных Хлопониным, не позволял себе еще ни одни федеральный чиновник. Не верю, что полпред президента в СКФО мог сказать подобное, исключительно ориентируясь на иностранных журналистов, что называется, «для внешнего пользования». Понятно, что говорящееся для СМИ становится известным внутри страны. Хлопонин как опытный политик и чиновник этого не мог не понимать.

Поэтому думаю, что данные слова являются неким сигналом Кадырову. Очень хотелось бы надеяться, что федеральные власти наконец поняли: нужно с Чечней что-то делать.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов