Турция и Израиль, по сути, находятся на грани войны

Комментирует Евгений Сатановский,

президент Института Ближнего Востока

Турки разработали против евреев план «Барбаросса»

Турки разработали против евреев план «Барбаросса»
Турецкая республика вновь хочет стать Османской империей. На пути к этой амбициозной цели Анкара идет на обострение отношений с Израилем. Столкновение двух мощных военных машин — турецкой и израильской — может привести к непредсказуемым последствиям.
9 сентября 2011
Геополитическая карта Ближнего Востока стремительно меняется. К череде арабских революций добавился еще один дестабилизирующий фактор: два сильнейших игрока региона, Турция и Израиль, еще недавно связанные тесными союзническими узами, находятся, по сути, на грани войны.

 

Формальным поводом к беспрецедентному «охлаждению» отношений между Турцией и Израилем стала трагическая история так называемой «Флотилии свободы» — морского конвоя, везшего гуманитарные грузы для сектора Газа. Напомним, в мае этого года флотилия, управляемая в основном турецкими моряками, была остановлена израильскими военно-морскими силами, осуществляющими блокаду сектора с моря. В результате действий израильского спецназа на борту одного из судов флотилии, «Мави Мармара», погибли девять граждан Турции. Разразился грандиозный международный скандал. Турция потребовала от еврейского государства извинений, пригрозив полным сворачиванием двухстороннего сотрудничества. Израиль настаивал на правомерности своих действий. И вот недавно специальная комиссия ООН вынесла «соломоново решение»: с одной стороны, силовые меры израильских военных признаны «избыточными», с другой — сама блокада сектора Газа сочтена оправданной. Данный вердикт, разумеется, не привел к разрядке напряженности. Турция, так и не получив извинений от израильской стороны, отозвала своего посла, разорвала многолетнее сотрудничество с Израилем в военной сфере и пообещала, что отныне новые конвои с грузами пойдут в сектор Газа под охраной их ВМС. То, что подобный сценарий может привести к прямому столкновению в Средиземном море, Анкару, похоже, не сильно пугает.

Турецкое правительство решило отныне сопровождать суда с грузами для сектора Газа своими военными кораблями, дабы обезопасить морские конвои от действий израильского флота. Также разработана новая военно-морская стратегия — «Операция Барбаросса — Эгейский щит», в рамках которой турецкие военно-морские силы перебрасываются из Черного и Мраморного морей в Восточное Средиземноморье, к берегам Израиля.

И хотя название операции «Барбаросса» происходит не от германского императора Фридриха Барбароссы, как у нацистов в 1941 году, а от имени средневекового турецкого адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы, евреям от этого не легче.

На самом деле инцидент с «Флотилией свободы» для Турции — лишь желанный повод для сознательного обострения отношений с Израилем. Дело в том, что начиная с 2002 года Турция переживает настоящую революцию — как во внутренней политике, так и во внешней. Это революция в отличие от нынешних событий в арабских странах вполне бескровная, но с куда более далеко идущими последствиями. И это революция исламская.

Правящая партия «Справедливости и развития» взяла курс на ползучую исламизацию турецкого общества и вернулась к геополитическим амбициям времен Османской империи.

Времена старой, светской и проамериканской Турции уходят в прошлое. Теперь страна всерьез претендует на роль флагмана исламского мира, тем более что все экономические и военные ресурсы для этого у нее имеются. Анкара играет активную роль во всех бурных ближневосточных процессах, покровительственно одергивает арабских диктаторов от чрезмерного применения силы при подавлении народных выступлений, выстраивает дружественные отношения с Ираном, с пониманием относясь к его ядерным проектам.

Умело сыграли турки и в египетском гамбите. Воспользовавшись тем, что престарелый Хосни Мубарак, запятнавший себя в глазах арабов сотрудничеством с Израилем, свергнут, Турция начинает налаживать отношения с новыми властями Каира, куда менее произраильскими.

Есть лишь одна проблема для триумфально возрождающейся Турецкой империи — сохранявшийся союз с Израилем. Эта проблема как гиря висит на ногах премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Она досталась ему в наследство от старых, прозападных времен. О какой доминирующей роли в исламском мире можно говорить, если Анкара — «союзник сионистов»? Дружбу с еврейским государством следовало прекратить чем скорее, тем лучше, и по максимально громкому поводу. Этот повод — «Флотилия свободы» — нашелся. Точнее, был создан.

Сейчас сохранение конфронтации с Израилем необходимо Турции для укрепления ее авторитета, лидирующей роли среди других мусульманских стран. Для Тель-Авива же это является большой проблемой: высокопрофессиональная и отлично оснащенная турецкая армия — куда более страшный враг, чем коррумпированные и недисциплинированные войска арабских государств.

Для Анкары создание атмосферы «предвоенного времени» важно еще по одной причине. Турецкая армия со времен Ататюрка является гарантом светского характера Турецкой Республики. Военные недовольны правлением исламистов, постоянно зреют офицерские заговоры. А чем отвлечь армию от внутренних проблем? Конечно же, войной или усиленной подготовкой к ней.

Главный вопрос — удержится ли турецко-израильское противостояние в фазе «холодной войны»? Полномасштабная боевая операция сейчас Турции не нужна. Ей необходим перманентный и чисто медийный политический конфликт, сопровождаемый бряцанием оружием.

Но если у кого-то в ходе военных маневров в восточном Средиземноморье сдадут нервы — войну уже нельзя будет остановить.

Комментирует Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

В докладе ООН, на который ссылается Анкара, требуя от Израиля извинений, четко написано, что именно Турция в полной мере ответственна за действия «Флотилии мира». Там же признается и полное право Израиля блокировать эту «Флотилию» и досматривать входящие в нее суда. Турки получили таким образом серьезную пощечину. И план «Барбаросса» — сознательное нагнетание обстановки руководством Турции, обладающим глобальными амбициями.

Всю политику Турции сегодня определяют три человека: премьер-министр Эрдоган, президент страны Абдулла Гюль и министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. Эти люди исламисты. Последний из них — радикальнейший. Именно они провели в Турции мало кем замеченную исламскую революцию. И в сентябре прошлого года эта тройка парламентским путем покончила с правлением армии, которая была доминирующей силой со времен Кемаля Ататюрка, сделавшего в начале прошлого века из Турции светскую страну и давшего право военным свергать любое установившееся исламское правительство. На сегодняшний день Турции Кемаля Ататюрка больше нет. Есть Турция Эрдогана.

Так вот, Эрдоган решил доказать всем, что он является султаном, и взял под свое покровительство ХАМАС. Это, конечно, не воспринимается в Израиле в качестве дружественного шага. Очевидно, что страны расходятся друг от друга все дальше и дальше. Данный процесс — стратегический выбор нынешнего турецкого руководства, берущего в союзники помимо ХАМАСа «Хезболлу» и другие подобные организации.

К Европе Анкара повернулась спиной, поняв, что туда ее никогда не пустят. Лицом же обратилась в сторону исламского мира, намереваясь здесь добиться лидерства. В регионе растет новая Оттоманская империя. Доминирования можно достичь либо дорого и медленно, строя, инвестируя. Либо очень быстро, ухудшая отношения с Израилем.

Между тем еще вчера Турция была привилегированным союзником Израиля. Последний неизменно отказывал в поставках военной техники всем, кто имел с турками напряженные отношения, включая Грецию. Израиль снабжал турок разведывательной информацией о курдских террористах. По их же просьбе, используя все свое влияние — в том числе и в США, — нейтрализовал усилия по признанию армянского геноцида с турецкой стороны в начале прошлого века. Причем это вызывало в самом Израиле чрезвычайно серьезный протест, на что местные руководители отвечали, разводя руками: «Что делать — стратегический партнер просит!»

И внезапно, в один момент, исходя из своих эгоистических интересов, руководство Турции сделало из своей страны стратегического противника Израиля. То же самое турки сделали с сирийцами. Вчера Асад был любимцем Эрдогана, сегодня Асад — тиран, расстреливающий своих граждан.

Не думаю, что нас ждет израильско-турецкая война. Хотя как будут развиваться события, покажет лишь время. В самом же Израиле все происходящее воспринимают с недоумением и огорчением. Израильтяне привыкли полагаться на турок, считают их чрезвычайно хорошими военными и деловыми партнерами. Однако той части турецкой элиты, которую представляет Эрдоган, совершенно не нужен Израиль в качестве военного партнера, союзника.

Россия сегодня тоже считается стратегическим партнером Турции, но таких отношений, как у турок с израильтянами, у нас нет. И раз уж Анкара сделала из Тель-Авива — еще вчера близкого партнера — врага, то на пути к вражде с нами у нее еще меньше преград, которые турки в случае необходимости с легкостью преодолеют. В этом случае у РФ будут большие проблемы на Черном море и Северном Кавказе.

Подобный сценарий развития событий вполне возможен. Турки много раз демонстрировали, что в отношениях с Россией они будут отказываться от своих слов, от двухсторонних договоренностей, в том числе и прописанных в официальных документах.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов