Очередной всплеск террористической активности произошел в последние сутки в Дагестане. Сперва было совершено нападение на колонну автомашин МВД: около 16.00 в среду на автотрассе Агвали — Ботлих в Цумадинском районе был обстрелян кортеж из шести полицейских автомобилей. В результате огневого налета на колонну ранение получил один из высокопоставленных офицеров — полковник полиции, первый заместитель руководителя временной оперативной группировки сил МВД России на Северном Кавказе. Пуля прошила ему ногу. Полицейские открыли ответный огонь, но неизвестно, удалось ли им зацепить кого-то из нападавших. Правоохранительные органы Дагестана ввели в действие план «Вулкан-3», но результатов он не дал — боевики исчезли в неизвестном направлении.
Как вскоре выяснилось, перестрелка в Цумадинском районе была лишь началом целой серии атак террористов. События переместились в столицу Дагестана, Махачкалу. В среду вечером, в 19.35, на углу улиц Дахадаева и Сулейманова взорвалась машина ВАЗ-2109. Мощность взрыва, по оценкам специалистов, составила от трех до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывное устройство было начинено поражающими элементами в виде кусков арматуры.
В результате взрыва погибли четыре человека, находившиеся в салоне машины, пятеро прохожих получили ранения. Практически не вызывает сомнения, что погибшие были членами бандподполья, перевозившими бомбу, которая и взорвалась в ходе случайной детонации или каких-то неосторожных действий со стороны боевиков. Личности погибших в настоящий момент устанавливаются. Во взорванной машине было обнаружено оружие — два пистолета Стечкина, пневматический пистолет и гранаты.
Дальше — больше. Несмотря на незапланированные потери, террористы продолжили действовать. Еще одна бомба, мощностью в три килограмма, сработала около 00.20 по московскому времени на улице Ермошина. Это безоболочное устройство, не содержавшее в себе поражающих элементов, было заложено в автомобиле «Приора». К счастью, от взрыва никто не пострадал.
Но как только на место происшествия начали съезжаться правоохранители, в сорока метрах от подорванной «Приоры» грянул новый, куда более мощный взрыв. Вторая бомба, находившаяся в автомобиле ВАЗ-21043, имела мощность около 40 килограммов в тротиловом эквиваленте и была начинена строительными дюбелями. Наличие этих элементов привело к большому числу пострадавших: по данным ряда СМИ, ранения получили 44 сотрудника МВД и 16 гражданских. Один человек — старший лейтенант полиции — погиб.
Стоит отметить, что Следственный комитет на своем сайте приводит иное количество пострадавших: 24 полицейских и 30 гражданских лиц. Также указывается на то, что были полностью или частично разрушены жилые дома и магазины, находившиеся рядом с эпицентром взрыва.
Но и это было еще не все. Утром в четверг в Буйнакске боевики обстреляли автомобиль начальника отдела МВД по Буйнакскому району Наби Адильханова. Офицер с охранниками ехал на работу из своего родного села Атлан-аул, и на въезде в Буйнакск его машина попала в засаду. Огонь по автомобилю велся из автоматов и пулеметов, двое сопровождавших Адильханова погибли, сам он чудом не пострадал.
Череда последних кровавых событий в Дагестане вновь продемонстрировала, что с антитеррористической деятельностью у федеральных структур дела обстоят неважно. С 1991 года, с момента прихода к власти в Грозном Джохара Дудаева, Северный Кавказ является проблемой для России. Отгремели две чеченские войны, произошли сотни терактов, проведены тысячи ответных спецопераций, масса боевиков уничтожена. На милитаристской антитеррористической пропаганде сделал себе политическую карьеру наш национальный лидер, борьбой с терроризмом в числе прочего обосновывались необходимость построения властной вертикали и мощные финансовые вливания в спецслужбы. Сам Кавказ буквально завален федеральными деньгами — мол, бедность и терроризм всегда идут бок о бок…
Однако теракты происходят по-прежнему, бандподполье постоянно пополняется все новыми и новыми преданными бойцами, а деньги Москвы уходят неизвестно куда. Отсюда у части российской общественности формируется мнение, что терроризм и бандитизм на Кавказе — болезни неизлечимые. Мол, как волка не корми, он в горы смотрит. Все чаще звучат призывы отделить Кавказ от России, отрезав тем самым все проблемы, от терактов до лезгинки на московских улицах. И самое интересное, что подобные настроения сильны, в том числе и среди националистов.
Еще несколько лет назад для данной публики были характерны проимперская патетика, призывы всех «замочить» и «зачистить», установив повсюду «русский порядок». Но теперь отчаялись даже ультраправые — они устраивают митинги под лозунгом «Хватит кормить Кавказ» и мечтают отгородиться от него неким нерушимым защитным валом.
Между тем проблему бандитизма на Кавказе хоть и сложно, но можно решить. Главное — понимать, где находятся корни этих проблем.
Молодежь идет «в лес» и «в горы» не потому, что «некуда податься из-за бедности», и уж тем более не под влиянием пропаганды ваххабитских эмиссаров. Просто размах беспредела со стороны местных силовиков настолько велик, что не поддается никакому описанию. Похищения, пытки и убийства (зачастую под видом борьбы с подпольем, а на деле — с целью выбивания денег) стали обыденностью. Молодежь присоединяется к бандитам, движимая желанием мести.
Получается замкнутый круг: на Северном Кавказе действуют банды, местные силовики в рамках борьбы с ними получают широкие полномочия и немедленно начинают этими полномочиями злоупотреблять в своих преступно-корыстных интересах. В итоге некоторые граждане, доведенные этими злоупотреблениями до бешенства, уходят к бандитам.
Выход тут напрашивается сам собой. Следует признать, что ставка на местные элиты и региональных правоохранителей себя не оправдала, — слишком дорого, неэффективно и остановке террористического конвейера не способствует. Скорее, наоборот. А вот введение чрезвычайного положения в ряде северокавказских республик, сопровождающееся беспощадной чисткой республиканских управлений МВД и ФСБ — мера не только назревшая, но и перезревшая.
Уход же России с Северного Кавказа будет геополитическим самоубийством. Ясно, что образовавшийся вакуум моментально будет заполнен дружинами исламистов. Появление на новых южных границах фундаменталистских эмиратов для РФ обернется такими проблемами, что мало не покажется: весь русский Юг будет обречен на жизнь в условиях перманентной войны на протяжении долгих десятилетий.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов