Основную часть своей речи Саакашвили посвятил внешнеполитическому курсу РФ, которая, как он считает, «оккупирует 20 процентов суверенной грузинской территории в нарушение международных законов и соглашения о прекращении огня, достигнутого 12 августа 2008 года». Президент Грузии заявил, что политика Москвы губительна для граждан его страны. «В эти минуты, пока я выступаю здесь, почти 500 тысяч беженцев и перемещенных лиц в моей стране страдают из-за того, что они лишены возможности вернуться в свои дома, хотя это право было многократно подтверждено ООН, — заявил грузинский президент. — Они не могут вернуться в свои дома, потому что иностранный лидер в Москве решил, что их дома им более не принадлежат».
Однако Михаил Саакашвили заверил, что Тбилиси «решительно отказывается от применения силы для восстановления территориальной целостности».
Также грузинский лидер затронул тему отношений России с другими странами на пространстве бывшего СССР. «Холодная война закончилась, но эмбарго, шантаж и жесткий диктат по-прежнему применяются в отношении Украины, Молдавии и Белоруссии. Даже балтийские государства сталкиваются с манипуляцией их демократической политической системой и неоколониальными играми с проживающими там национальными меньшинствами», — отметил он. По словам Саакашвили, Москва никак не поймет, что мир изменился, а распад СССР, «вопреки словам одного из ностальгирующих лидеров, не был крупнейшей геополитической катастрофой XX века».
Гневная филиппика президента Грузии совпала по времени с «дипломатическим нанопрорывом» его геополитических оппонентов. На днях суверенитет Абхазии был признан Королевством Тувалу. Эта страна, расположенная на нескольких аттолах в Тихом океане, стала пятой — после России, Венесуэлы, Никарагуа и Науру — признавшей Абхазию полноправным членом мирового сообщества. Она могла бы стать шестой в этом списке, но руководство Республики Вануату так до конца и не определилось по вопросу признания новых кавказских республик.
Прокомментировать эти события мы попросили политика и адвоката Дмитрия Аграновского. Наш собеседник охарактеризовал президента Грузии как «психически больного человека», а его выступление — как «экстравагантную форму привлечения инвестиций для своей обанкротившейся политики и обанкротившейся экономики».
Он добавил, что нынешнее раздельное существование Грузии и России он воспринимает как «временное явление»: «Ни одна из бывших советских республик, за исключением, может быть, России, не способна к самостоятельному существованию. Их воссоединение в единое государство — вопрос времени». В то же время эксперт не допускает возможности возвращения Абхазии и Южной Осетии под власть Тбилиси. «Этого не будет. Слишком сильно грузинские власти оскорбили абхазов и осетин».
Однако в одном Аграновский согласился с Саакашвили: он тоже отрицает возможность вооруженного конфликта между Россией и ее подзащитными территориями, с одной стороны, и Грузией — с другой. «В 2008 году грузинские военные попробовали, рассчитывая, что российские войска будут бездействовать. Получили по рукам, что закономерно, потому что силы слишком неравны. Второй раз они так рисковать не станут. Будут какие-то мелкие пакости — например, чеченские боевики будут уходить в Грузию отдыхать и лечиться, будут попытки помешать вступлению России в ВТО, хотя нам это и не особо нужно», — считает Аграновский.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов