Часть политически активной общественности до последнего питала надежды на то, что система поступит более креативно и нестандартно. Ходили упорные слухи, что Владимир Путин больше не желает президентства, вполне удовлетворившись ролью «главного решальщика вопросов» на посту премьера, предоставив Дмитрию Медведеву возможность и дальше играть в «модернизацию», и приятно удивлять Запад горбачевской риторикой.
Рассматривались и другие варианты — одновременного выдвижения и Путина, и Медведева в качестве кандидатов в президенты и даже появление «кого-то третьего». Но Владимир Владимирович не усидел на посту «номер два».
Фактически политическая судьба страны определена на 12 лет вперед, до 2024 года, — не приходится сомневаться, что Владимир Путин, триумфально избранный президентом в 2012 году, столь же триумфально переизберется и в 2018-м.
Весьма интересна путинская операция по перекладыванию на Медведева ноши думской предвыборной кампании «Единой России». Для всех очевидно, что единороссам, несмотря на все чуровские приписки и колоссальный административный ресурс, не удалось бы повторить успех четырехлетней давности с аннексией большей части парламентских кресел. Сегодняшнее снижение рейтингов партии власти до 53—54 процентов ставит под большое сомнение возможность сохранения «Единой Россией» конституционного большинства в нижней палате парламента.
В свете этого для Владимира Путина возглавлять список «ЕдРа» на декабрьских выборах было бы неразумно. Неизбежное падение показателей партии во главе с Путиным на выборах-2011 по сравнению с показателями «медведей» в 2007 году ударило бы по имиджу Путина-победителя. Оставался один выход — вписать первым номером в список Медведева, дабы электоральное ослабление единороссов ассоциировалось с этим чиновником.
Возвращение Владимира Путина в Кремль вызвало бурную радость воинственно-охранительного политического лагеря и горькое разочарование лагеря либерального. Первые связывают с новым путинским сроком окончание медведевской неогорбачевщины, опасных «либеральных игр» и продолжение победоносного «вставания с колен», прервавшегося из-за досадного конституционного «казуса» 2008 года. Либералы же, не воинственно-непримиримые (те ненавидят обоих членов тандема одинаково), а системно встроенные, почитывающее доклады ИНСОР и «Новую газету», впали в мрачное состояние духа в ожидании 12-летней сумеречной зоны и тотального закручивания гаек.
Хотя на самом деле ничего нового и страшного в период грядущего царствования по сравнению с медведевским четырехлетием не произойдет. Как бы ни пытались пытливые умы конспирологов и политтехнологов превратить Путина и Медведева чуть ли не в лидеров враждующих внутрикремлевских фракций, оба эти чиновника представляют коллектив, скрепленный едиными, четко понимаемыми целями и задачами.
Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов