Политическая карьера Гавриила Попова началась в марте 1989 года, когда он был избран народным депутатом СССР по квоте Союза научных и инженерных сообществ. Попов стоял у истоков создания «Межрегиональной депутатской группы» — как выразились бы сейчас, либеральной фракции в парламенте — и стал одним из ее сопредседателей.
Год спустя его избрали в Московский городской совет от партии «Демократическая Россия», который он затем и возглавил. В июне 1991 года Попов был избран на только что утвержденную должность мэра столицы, а еще через год ушел в отставку, передав власть вице-мэру Юрию Лужкову.
После ухода с поста столичного градоначальника Гавриил Попов перестал играть значимую роль в политике. Тем не менее факт его призвания в мэрию, пусть даже на должность общественного советника, был воспринят многими аналитиками более чем серьезно. Так, Юрий Загребной — бывший депутат Мосгордумы, а ныне главный редактор информагентства «Моссовет» — предполагает, что Попов может стать посредником между новой московской властью и Юрием Лужковым, который снова может занять важный пост в правительстве Первопрестольной.
Однако Владимир Улас, депутат Государственной думы от КПРФ, не разделяет такую версию. В беседе с нашим корреспондентом он отметил, что в отношении к Лужкову подконтрольная властям пресса сохранила негативную направленность. Регулярно появляются материалы, которые «подчеркивают олигархический статус» отставного мэра, а в особенности — его супруги Елены Батуриной. «Лужков был изгнан с позором, демонстративно. Да и сейчас Собянин то и дело публично вскрывает многочисленные недостатки лужковского правления. О каком возвращении может идти речь?» — удивляется собеседник «Особой буквы».
Столь же скептически Улас отозвался о роли новоназначенного советнике и его политических перспективах: «Этот человек ничего насоветовать не может. Попов как мэр ничего не сделал. Он поднялся на гребне популистской, условно-демократической волны, но к практической работе оказался не приспособлен».
Депутат напомнил о чрезмерной осторожности Попова: «В 1992 году, когда запахло жареным, когда казалось, что Ельцин не удержится, Попов поспешил спрыгнуть с должности, опасаясь, как бы ему потом не пришлось на пару с Ельциным отвечать за содеянное. Как потом оказалось, он переоценил опасность, исходящую от оппонентов Бориса Николаевича, и сам, наверное, ругал себя за трусость. Но что сделано, то сделано».
По мнению нашего собеседника, странное решение Сергея Собянина — это всего лишь символический жест, «реверанс перед Западом»: демонстративное призвание во власть «легендарного демократа первой волны».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов