Одним словом, мероприятие это было весьма дорогостоящим, хотя конкретной суммы никто не назвал. На фоне того, что Чечня для своего дальнейшего развития просит из федерального центра что-то в районе полутриллиона рублей, такие роскошные торжества смотрелись по меньшей мере странно. На что гуляем, челядь? А вот на что, оказывается. Аллах расщедрился.
Небеса испытывают к Рамзану Ахматовичу какую-то необъяснимую симпатию, постоянно посылая на его светлую голову разные приятные неожиданности. В 2004 году он получил диплом юриста, хотя в интервью «Новой газете», опубликованном в июне того же 2004-го, затруднился назвать подробности:
— Какое у вас образование?
— Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.
— Какие?
— Как это — какие? Экзамены, и все.
— А как называется институт, который вы заканчиваете?
— Филиал Московского института бизнеса. В Гудермесе. Юридический то есть.
— Какая у вас специализация?
— Юрист я.
— А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?
— Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много…
Несмотря на провалы в памяти, в последующие два года Рамзан Ахматович стал почетным членом Российской академии естественных наук (РАЕН), почетным академиком Академии наук Чеченской Республики, почетным профессором Современной гуманитарной академии и Чеченского государственного университета, а также кандидатом наук, причем экономических. Про тему диссертации никто спрашивать не рискует.
Столь мощный интеллект должен помещаться в исключительно здоровом теле. Нет проблем: Кадыров — мастер спорта по боксу. Хотя, как еще в 2007 году писал «Московский комсомолец», никто из боксеров Южного федерального округа слыхом не слыхивал о боксере Кадырове: «Чтобы получить мастера, нужно попасть в российский финал или побить других мастеров. Если бы Рамзан это сделал, боксеры бы знали». Но это все бюрократия. Важно, что мастер спорта по боксу Рамзан Кадыров в прошлом году стал президентом Федерации шахмат Северо-Кавказского федерального округа. Апперкот — и сразу конь на e7.
Военная стезя тоже принесла руководителю Чечни массу сюрпризов. Во-первых, в армии он официально не служил, будучи милиционером. С июня 2000-го по май 2002-го он был инспектором по связи и специальной технике штаба отдельной роты милиции, а с мая 2002 года — командиром взвода в этой роте. В том историческом интервью «Новой газете» представлялся капитаном милиции.
Каково же было счастье его коллег-милиционеров на всей территории страны, когда в 2009 году, уже будучи президентом Чечни (то есть никак не милиционером), Кадыров вдруг стал генерал-майором милиции. Плюнув на все законы, нормы, приличия и просто здравый смысл, президент Медведев подписал такой указ. Интересно — а прошел ли этим летом генерал Рамзан переаттестацию?..
Чеченский народ своего правителя обожает. В 11 населенных пунктах республики есть улицы и переулки Рамзана Кадырова, а в Грозном раскинулся сквер, посвященный 100 дням правления Рамзана Ахматовича Кадырова на посту президента Чеченской Республики. Вот провалиться мне на этом месте.
Наблюдая со стороны столь беззаветную любовь простых людей, российские власти не могли не выразить свою к этой любви уважуху. Сделано это было просто, но со вкусом: за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, в 2004 году Рамзану присвоили звания Героя России. Хотя… Было в это время парнишке 28 лет. По его же собственным словам, сказанным в интервью Латыниной на «Эхе Москвы», первого русского он убил в 16 лет — то есть в году в 1992-м. В 1999-м они с папашкой его героицким перешли на сторону федералов. Нехитрый подсчет показывает: до вручения звания Кадыров семь лет резал наших милиционеров, а после своих чеченцев — только пять лет. Ну, там год за полтора, так что можно и Героя.
Кремль вообще любил тогда на чеченцев Золотую звезду вешать. Даже анекдот известный ходил: «Герой России Рамзан Кадыров обвинил Героя России Сулима Ямадаева в причастности к убийству своего отца, Героя России Ахмада Кадырова. Герой России Сулим Ямадаев убит в Дубае, и по обвинению в его убийстве дубайская полиция объявила в международный розыск Героя России Адама Делимханова. Брат убитого Руслан Ямадаев, тоже Герой России, ранее убит в Москве».
А уж неофициально Рамзану, с божьей помощью, позволяется столько, что и представить трудно. Знаменитая аудиенция у президента Путина, на которую Кадыров заявился в трениках, показала: у этих двоих встречи проходят не просто «без галстука». Глубоко личные отношения, можно сказать.
А кому из руководителей регионов разрешено иметь собственные вооруженные силы? Только Рамзану. Кадыровцы — ребята боевые, с богатым военным прошлым. Помнится, лет семь назад тогдашний первый замдиректора Федеральной миграционной службы Игорь Юнаш посетил Чечню по рабочим вопросам. В качестве охраны к нему приставили именно кадыровцев. Посмотрел на них генерал долгим взглядом — да и отправил восвояси. Сутки сидел и ждал, когда к нему с другого конца Чечни пришлют карельских милиционеров — он у них в свое время министром был…
Так что видим мы с вами воочию: Аллах к Рамзану Ахматовичу явно неравнодушен. И вмешательство Всевышнего в экономическую жизнь Чечни, после всего вышеизложенного, не только правдоподобно, но и вполне закономерно. Я бы на месте Кадырова даже регламент формирования бюджета изменил бы, да и отчетность, соответственно. Мол, на что нам нужны деньги в первую очередь? На школы и больницы? Так, всем молиться. Не дал Аллах денег? Плохо молились, всем выговор и лишение премии. И в Москву писулю: так, мол, и так, в связи с низкой религиозной активностью аппарата прошу к заявленным ранее 498,2 млрд рублей накинуть еще, Христа ради. А когда в 2025 году приедет комиссия и спросит «Где деньги-то?», руками развести, очи долу воздеть и объяснительную на стол: Бог дал — Бог и взял.
И вообще: чего бы эту практику федеральным законом на всю страну не распространить? Проще простого. Подпись, печать, а в самом низу: «Прости, Господи!»
Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов