Еще летом 2011 года американские официальные лица утверждали, что спецслужбы РФ и КНР проводят последовательную кампанию по краже коммерческих и военных тайн путем кибершпионажа. Тогда председатель комитета по разведке палаты Конгресса США предупредил, что изощренное компьютерное хакерство Москвы и Пекина представляет собой серьезную опасность для американских интересов.
На днях замглавы МВД Великобритании по вопросам безопасности баронесса Паулин Невилл-Джонс сообщила в эфире радиостанции BBC-4 детали хакерских нападений на правительственные сайты страны. На вопрос ведущего, причастны ли к этим атакам Россия и Китай, чиновница ответила утвердительно. При этом она заявила, что речь идет не только о целенаправленных атаках, организованных правительствами других стран, но и о нападениях частных лиц, которые продают добытые секреты.
Подобные обвинения из уст официальных лиц редко бывают голословными. Судя по всему, у английских и американских спецслужб действительно есть доказательства национальной принадлежности виртуальных шпионов.
Любопытно, что российская пропаганда не отрицает компьютерных талантов наших граждан. Порой, не признавая на официальном уровне факта участия отечественных хакеров во взломах киберсистем за рубежом, проправительственные СМИ с гордостью рассказывают, как, к примеру, с серверов РФ были атакованы эстонские государственные учреждения в 2007 году после скандала с Бронзовым Солдатом. Тогда компьютерное нападение длилось несколько недель, его целью стали информационные сети банков, ведомств, частных предприятий, СМИ и университетов.
В свою очередь, в российском Генштабе несколько лет подряд говорили о необходимости создания комплексной системы предупреждения информационных атак. Однако функционируют ли такие системы, неизвестно. Но если учесть, что в США в 2010 году было образовано специальное военное подразделение USCYBERCOM, задачей которого стала не только защита американских серверов, но и нанесение превентивных киберударов по противнику, можно предположить, что нечто подобное имеется и в РФ.
Вполне возможно, что задача российских хакеров, работающих на разведку, состоит не только в получении закрытых данных правительств или военных структур разных стран, но в большей степени стремление узнать технологические новшества.
За примерами далеко ходить не надо — достаточно вспомнить историю создания советской атомной бомбы. Тогда за передачу СССР сведений о разработках в сфере атома заплатили супруги Розенберг.
XXI век дал прекрасную возможность узнать тайны предполагаемого противника без лишних жертв — компьютер перевел шпионаж на виртуальный уровень. Это, кстати, и налогоплательщикам обходится намного дешевле, а разведке позволяет беречь человеческие ресурсы и избегать предательств. Тем более что в истории спецслужб современной России провалов — во всяком случае, тех, что стали известны обществу, — гораздо больше, чем успехов.
Так что, возможно, киберразведка поможет РФ пережить смену поколений в спецслужбах, дав время на поиск, образование и приобретение опыта новым поколениям «бойцов невидимого фронта». Глядишь, на смену Анне Чапман придут настоящие профессионалы.
Комментирует Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке
О кибератаках со стороны иностранных государств заявляли многие страны. Лидерство здесь принадлежит Китаю. Полтора месяца назад американские власти объявили о том, что ряд их правительственных структур и корпораций подверглись таким атакам со стороны китайских хакеров.
Россия в этом плане знаменита меньше. Так, несмотря на заявления официальных представителей стран Европы по поводу российской киберугрозы, Вашингтон обычно молчит, хотя именно США являются для хакеров главной целью.
Тем не менее мы живем в век высоких технологий. И раз уж у нас есть толковые в этом плане ребята, и спецслужбы, и частные российские компании пользуются хакерами в своих целях и будут продолжать пользоваться в будущем, вопреки протестам пострадавших стран. Такой вид шпионажа, когда не нужно тратить деньги на внедрение агентов, на выкрадывание секретов, а можно просто извлечь их с помощью компьютера, является более эффективным, чем использование сотрудников вроде Анны Чапман.
Финансированием подобных групп занимаются не только Китай и Россия. Кончено, у стран Европы и у США есть аналогичные подразделения. Но техническая отсталость РФ здесь играет в нашу же пользу. Если бы на Западе и хотели что-то выведать в России с помощью хакеров, сделать это трудно — отечественные ведомства в плане технологий, хранения данных находятся сегодня на очень низком уровне развития. Так что европейцам, американцам или тем же китайцам в случае с РФ приходится действовать по старинке, через агентов.
Впрочем, крупные отечественные компании, понимающие значение информатизации, технологически развиты хорошо. И они намного чаще правительственных учреждений подвергаются кибератакам. Буквально сегодня стало известно о срыве крупной сделки между российскими компаниями по вине хакеров, работающих на третью сторону. Как мы видим, коммерческие кибервойны в России уже идут. И с технологизацией властных структур в данную войну будут вовлечены и они.
Хотелось бы, конечно, чтобы данные действия были регламентированы международным правом. Но запретительные меры здесь не являются панацеей. Воровство секретов и технологий продолжится. Мы вошли в эру высоких технологий, и эффективных способов борьбы с киберугрозой сегодня не существует.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов