Вашингтон объявил о готовности обсудить судьбу военной базы «Манас» в Киргизии

Комментирует Григорий Каковкин,

писатель и политолог

Атамбаев выводит американцев из себя и из Киргизии

Атамбаев выводит американцев из себя и из Киргизии
Победивший на президентских выборах в Киргизии премьер-министр Алмазбек Атамбаев уже начинает вовсю делать политические заявления, которые внешне выглядят как пророссийские.
2 ноября 2011
В первую очередь новый глава государства поспешил уверить своих граждан и мировое сообщество в необходимости вывести американскую военную базу «Манас» с территории республики.

С 2001 года в бишкекском аэропорту «Манас» существует авиационная база сил международной антитеррористической коалиции, которая обеспечивает проведение операции «Несокрушимая свобода» на территории Афганистана. Ее костяк составляют военнослужащие и техника ВВС США. Россия уже давно требует от Киргизии закрытия этой базы.

В 2009 году Бишкек после получения финансовой поддержки от Москвы обещал окончательно вывести американских военных из республики, но после согласия Вашингтона повысить арендную плату авиабаза была просто перепрофилирована в Центр транзитных перевозок Пентагона.

Спустя два года киргизское руководство вновь стало обсуждать эту тему, которая волнует как Россию, так и США.

«Я не думаю, что военная база в «Манасе» обеспечивает безопасность нашей страны. Я не хотел бы, чтобы какая-либо страна нанесла ответный удар по этой базе», — сказал Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции журналистам.

«Наш аэропорт гражданский и должен заниматься гражданскими делами, — продолжил он. — Вызывает нехорошие ассоциации, когда приземляешься на аэродром, а на нем находятся военные самолеты».

В то же время, по его словам, киргизская сторона не против, чтобы вместо авиабазы в аэропорту находился какой-либо гражданский объект, созданный, «может быть, совместно с Россией» для транспортировки грузов в Афганистан. При этом он поспешил заверить в отсутствии политической подоплеки в данном вопросе, заявив, что Киргизия «будет соблюдать все свои международные договоры».

Атамбаев подчеркнул, что в 2014 году, после окончания договора с США о размещении американского центра транзитных перевозок, он должен быть выведен из «Манаса».

Стоит отметить, что в самой Киргизии далеко не все довольны исходом президентских выборов и ставят под сомнение их честность. Несмотря на это, наблюдатели ШОС и СНГ признали итоги голосования законными. Между тем ОБСЕ обнародовало 31 октября предварительное заключение, в котором было заявлено, что выборы в Киргизии были омрачены значительными нарушениями, особенно во время подсчета голосов и подведения результатов, а работа Центризбиркома характеризовалась «значительным отсутствием прозрачности».

Сам Атамбаев, по его словам, готов вести переговоры с кандидатами в президенты Адаханом Мадумаровым и Камчибеком Ташиевым, чьи сторонники требуют отменить итоги выборов, обвиняя ЦИК в фальсификации результатов.

Между тем аналитики считают, что опасения массовых волнений на юге Киргизии, которые предрекают многие, несостоятельны. Акции протеста, устраиваемые сторонниками проигравших кандидатов, малочисленны, что свидетельствует о том, что основное население страны их не поддерживает.

Писатель и политолог Григорий Каковкин, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», отмечает, что Атамбаев сегодня лавирует между США и Россией — ему хотелось бы, как говорится, усидеть на двух стульях.

«Поэтому его высказывания стоят пока не очень дорого. Мне кажется, что к этим словам надо относиться как к попытке лавирования между определенными центрами сил», — считает эксперт и напоминает, что Атамбаева нередко называют не очень самостоятельным политиком.

Он обращает внимание на то, что в Киргизию переходного периода инвестировала и Россия, и США: «об инвестировании со стороны Москвы мы знаем, насколько мне известно, Вашингтон тоже вкладывал в республику достаточные средства».

«Опыт подсказывает, что отсутствие цельной политики по отношению к странам СНГ, невнятность позиции России на просторах бывшего СССР чреваты такими заявлениями и лавированием. Мы не знаем, куда мы приглашаем ту или иную страну, мы не знаем, что ее ждет, какие у нее перспективы», — рассуждает Каковкин.

При этом наш собеседник полагает, что если очередная революция и борьба за власть не разделят страну на два куска, то у РФ шансов на сближение с Киргизией больше, чем у Соединенных Штатов. «Если же республика все-таки развалится, то она будет поделена между Москвой и Вашингтоном», — уверен эксперт.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов