Правительство РФ убеждено, что Москву во внешней политике сопровождают сплошные успехи

Комментирует Александр Михайлов,

кандидат политических наук, специалист в области политического PR

За сверхдержаву обидно

За сверхдержаву обидно
В прессу попал правительственный отчет, согласно которому все российские внешнеполитические провалы — от создания американской ПРО в Европе до военного вмешательства Запада в ливийские дела — являются на самом деле не провалами, а победами.
7 ноября 2011
Весьма интересный документ — девятистраничный отчет правительства РФ о ходе выполнения «Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации» — был отправлен президенту Дмитрию Медведеву за подписью премьера Владимира Путина в июне. Документ снабжен грифом «для служебного пользования».

 

Внешнюю политику Москвы за последние годы успешной назовет только неисправимый оптимист. Переговоры с США по ПРО зашли в тупик, независимость Абхазии и Южной Осетии признали лишь несколько стран Латинской Америки и Океании, громкие провалы наших шпионов на Западе сделали из России посмешище. Венец «успешности» и «эффективности» внешнеполитических усилий Кремля — ситуация в Ливии, где с молчаливого и беспомощного согласия РФ Запад сверг дружественный нам режим. Однако, как выяснилось, именно неисправимые оптимисты заседают в правительстве — на их взгляд, дела на международной арене у России хороши как никогда.

Газета «Коммерсант» сообщает, что в ее распоряжении оказался отчет российского правительства о выполнении программы использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития РФ, которая была подготовлена по поручению президента Дмитрия Медведева. Данный документ более чем оптимистичен: по мнению чиновников, все ключевые задачи внешней политики нашей страны успешно выполняются.

Успех сопровождает Москву буквально во всем, в том числе и во взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом. В качестве позитивного явления указывается на «продолжение активного диалога с США и НАТО по вопросам ПРО с целью добиться от Вашингтона юридических гарантий ненаправленности разворачиваемой системы против российских стратегических ядерных сил».

Между тем «активный диалог» по противоракетной обороне пока развивается по весьма неблагоприятному для России сценарию — американцы как строили в Европе ПРО, так и продолжают строить. Предложение РФ перейти к созданию ПРО по «секторальному принципу», с участием нашей страны, Западом было отвергнуто. Все требования Москвы дать юридически обязывающие гарантии ее ненаправленности против России остаются без удовлетворения.

Впрочем, даже если бы такие гарантии были даны, не очень понятно, какая польза в этом для российских национальных интересов. Общеизвестно, что, когда в воздухе пахнет большой войной, любые «юридически обязывающие гарантии» стоят не дороже той бумаги, на которых они зафиксированы. Опрошенные «Коммерсантом» эксперты напоминают, что подобные гарантии ничем не отличаются от «договоров о ненападении»: вспомним, как повела себя Германия в 1941 году, несмотря на кучу «юридически обязывающих» соглашений между ней и Советским Союзом.

Вопрос о европейской ПРО — один из самых болезненных в российско-американских отношениях, и президент Медведев уже не раз в течение этого года грозил Вашингтону новой холодной войной, развертыванием русских ракетных армад на западном направлении и прочими симметричными и ассиметричными мерами. Но, как видим, на самом деле наши власти убеждены, что по этому вопросу ведется активный и успешный диалог.

Другой «позитивный» для Москвы момент в работе с НАТО, согласно отчету, — «выстраивания стратегического модернизированного партнерства Россия—НАТО на принципах транспарентности, предсказуемости и доверия». И это на фоне разрабатываемых западными военными планов по защите прибалтийских стран от нападения со стороны российской армии.

Но главный «перл» правительственного отчета — проводимые РФ «мероприятия по укреплению статуса ООН как основы международно-правовой системы обеспечения мира», в том числе фиксация положения о центральной роли Совбеза ООН в урегулировании конфликта в Ливии. При этом не секрет, что ООН в последние годы превращается в немощную «Лигу наций», а в случае с Ливией США и западноевропейские страны в Совбезе просто-напросто «развели» Россию. Выбив из Москвы нейтралитет при обсуждении резолюции о «бесполетном пространстве», страны НАТО фактически вмешались в ливийскую гражданскую войну на стороне мятежников, что сами российские власти позднее признали. Каким образом это теперь вдруг начало стыковаться с «укреплением статуса ООН», непонятно.

Правительство РФ также убеждено, что добилось огромных успехов в деле завоевания международной поддержки «магистральных проектов в области энергетики» — Nord Stream и South Stream. В это же время германский канцлер Ангела Меркель четко высказалась против строительства третьей ветки «Северного потока». У «Южного потока» перспективы еще более мрачные: ЕС взял курс на диверсификацию газовых поставок и рассматривает в качестве приоритета проект Nabucco.

Также в отчете правительства говорится об «утверждении в мире объективного образа России», чему «способствовала наша активная позиция при обсуждении всего спектра вопросов международной правозащитной тематики в ООН, Совете Европы и ОБСЕ». Однако продолжаются крайне неприятные для имиджа РФ «войны списков», громкие шпионские скандалы и непрекращающаяся критика в адрес Кремля за систематические нарушения прав человека.

Комментирует Александр Михайлов, кандидат политических наук, специалист в области политического PR

Не так давно в одном из СМИ прошла информация об обеспокоенности Запада Путиным, его политикой, новым президентством. Якобы европейцы и американцы опасаются, что он вновь сделает из России великую державу. С другой стороны, не только для Европы и США, но и для россиян, просто оглядывающихся вокруг себя, очевидно, что, несмотря на многие годы пребывания Путина у власти, РФ не продвинулась на пути к восстановлению былого статуса ни на шаг.

Во всем мире нас воспринимают как бывшую сверхдержаву, продолжающую деградировать. И переговоры ведут с нами соответственно. Поэтому бросается в глаза несоответствие действительности с тем, что написано в указанном документе.

Оценку авторами отчета внешнеполитических событий первой половины года можно оспорить почти в каждом конкретном случае, ссылаясь на документы. Одно из немногих заявлений, к которому не возникает претензий, — это «утверждение в мире объективного образа России». Действительно, как политики за рубежом, так и рядовые иностранцы в основной своей массе относятся к РФ как к государству негативно, что подтверждается международными опросами.

В целом сложно себе представить, что в правительстве действительно воспринимали наши внешнеполитические события именно так, как показано в отчете. Поэтому иначе как отпиской назвать его сложно. Такие вот отписки у нас выходят под грифом «ДСП» и отсылаются президенту страны.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов