В ближайшее время «Единая Россия» может внести в Государственную думу законопроект, который фактически даст гражданам право законодательной инициативы. Таким образом в РФ может быть воспроизведена действующая в Великобритании система петиций, рассказал в интервью «Известиям» первый зампред думского комитета по информационной политике и член общественного комитета «Большое правительство» Роберт Шлегель.
Схему реализации данного предложения он обрисовал весьма схематично: «Если определенное количество граждан, например, 10 тыс. человек, выступают с какой-то инициативой, то парламент обязан будет ее рассмотреть. К примеру, на сайте «Большого правительства» эксперт высказывает предложение. А под ним подписываются тысячи человек. Тогда уже в виде законопроекта эта инициатива поступит в комиссию Госдумы, а оттуда — на обсуждение парламента». Однако Шлегель тут же оговорился, что в общественном комитете пока думают над реализацией идеи.
Отметим, что сейчас рядовой гражданин не имеет права внести свой законопроект в Госдуму. Такая возможность есть у депутатов Госдумы, законодательных собраний регионов, правительства, президента и высших судов РФ. Однако обойти это правило, как оказалось, можно, что в начале сентября 2011 года всем продемонстрировал блогер Алексей Навальный. Он направил свое предложение о поправках в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» депутатам нижней палаты парламента, и ряд из них внесли документ от своего имени.
Любопытно, но представители думской оппозиции, ради которых единороссы вроде как и задумали наделить россиян правом законодательной инициативы, идею Шлегеля не поддерживают. «Это что-то новое в парламентской работе, какое-то новаторское предложение, — удивился депутат Госдумы от фракции КПРФ Анатолий Локоть. — Оно может возникнуть от определенной политической наивности или неопытности, хотя Шлегель уже четыре года как депутат Госдумы. Скорее всего, это просто предвыборный пиар».
Локоть напомнил про существующий механизм, когда избиратели делегируют свои полномочия депутатам и те уже от их имени выступают с законодательными инициативами, предложениями, выполняют наказы, возможно, и лоббируют чьи-то интересы. «Это отработанная практика. Хороша она или плоха, но во всем мире парламент именно так развивается. Ничего нового тут не придумаешь», — подчеркивает он.
При этом наш собеседник отмечает, что в озвученном предложении непонятна технология его реализации. Например, сколько человек должно поддержать документ, чтобы его рассмотрел парламент. «Понятно, что много. Но много — это сколько? Один — много? А два — это много или мало? Где эта граница? — удивляется Локоть. — Так нельзя. Понятно, что здесь какие-то конкретные цифры невозможно назвать».
Так что это предложение, по его мнению, является нежизнеспособным.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов