Политические и экономические последствия отставки Берлускони для России

Комментирует Владимир Милов,

политик

Орден «За заслуги перед Отечеством» от Кремля и выходное пособие от «Газпрома»

Орден «За заслуги перед Отечеством» от Кремля и выходное пособие от «Газпрома»
Итальянцы пели и танцевали, радуясь отставке Берлускони, а вот российские власти выразили по этому поводу сдержанное сожаление. Еще бы, ведь непотопляемый Сильвио был, пожалуй, самым пророссийским из всех европейских лидеров.
14 ноября 2011
12 ноября в 20.45 в Италии закончилась эра Сильвио Берлускони. Уже бывший глава правительства покинул Дворец президента через боковой выход. Традиционно покидающий пост премьер выходил из Квиринале через парадную дверь, но в церемониал пришлось внести изменения, так как на площади перед дворцом собралась толпа, радостно провожавшая Берлускони в отставку.

Примечательно, что еще в начале прошлой недели Сильвио Берлускони, герой многочисленных сексуальных и коррупционных скандалов, называл слухи о своей отставке беспочвенными и гордо отказывался принимать финансовую помощь Евросоюза.

Однако уйти из правительства непотопляемому премьеру, уступившему в длительности пребывания у власти разве что Бенито Муссолини, все-таки пришлось. 8 ноября итальянский парламент, голосуя — причем по инициативе самого Берлускони — по вопросу о доверии правительству, отказал его кабинету в поддержке.

Правительственный доклад и собственно правительство поддержали 308 депутатов из 603, то есть Берлускони не хватило всего восьми голосов. Однако среди его противников оказались даже формальные соратники по партии.

После этого Берлускони осталось сделать только красивый жест: он пообещал уйти в отставку, если парламент проголосует за социально-экономические реформы, рекомендованные ЕС. Среди них — продажа госсобственности, реформа трудового законодательства, повышение пенсионного возраста, изменение системы госзаказа и увеличение налогов для богатых. Парламент поддержал пакет «непопулярных» мер, и Берлускони покинул пост, пообещав в дальнейшем не претендовать на должность премьера.

Если итальянцы пели и танцевали, радуясь отставке Берлускони, то российский правящий тандем выразил по поводу его ухода с поста главы правительства сдержанное сожаление. Владимир Путин на встрече с участниками клуба «Валдай», прошедшей за день до официальной отставки итальянского премьера, осыпал его комплиментами. «Что мне особенно импонирует, он — открытый человек. Я не хочу никого обидеть, но таких в европейской политике редко встретишь», — сказал Путин. Президент Дмитрий Медведев поблагодарил Берлускони за «многолетнюю конструктивную совместную работу» и сказал, что за время его пребывания на посту главы правительства Италии «взаимодействие двух стран достигло беспрецедентно высокого уровня».

Вероятно, имелось в виду сотрудничество российского «Газпрома» и итальянской Eni — партнера российского газового концерна по «Южному потоку». Взаимодействие двух компаний не было бы столь успешным, не будь на то доброй воли главы итальянского кабинета министров.

Информацией, получил ли Сильвио Берлускони орден «За заслуги перед Отечеством» и выходное пособие от «Газпрома», «Особая буква» не располагает. Поэтому мы попросили лидера оппозиционного объединения «Демократический выбор» Владимира Милова оценить политические и экономические последствия отставки непотопляемого Сильвио для России.

По мнению нашего собеседника, уход Берлускони представляет особенный интерес в свете ожидаемого возвращения Владимира Путина на президентский пост. «В европейской политике произошла «смена поколений», лидеры, с которыми Путин выстроил отношения, ушли. А отношения, например, с Ангелой Меркель — весьма натянутые. Путину придется снова, как в 2000 году, с нуля выстраивать отношения с Западом», — считает Милов. Отставка итальянского лидера создает определенные сложности, так как тот «постоянно защищал путинскую Россию, блокировал попытки поставить резкие вопросы перед РФ».

Симпатию бывшего премьера Италии к бывшему и, скорее всего, будущему президенту России наш эксперт объясняет так: «У Путина и Берлускони была философская общность взглядов на жизнь, на коррупцию, на бизнес». Хотя и после Берлускони Италия, по мнению Владимира Милова, «останется пропутинской страной».

Милов не ждет кардинальных изменений в газовой сфере. Он напомнил, что российско-итальянские газовые взаимоотношения ничуть не ухудшились во время правления социалистического правительства Романо Проди. С другой стороны, при Сильвио Берлускони эти взаимоотношения были далеко не безоблачны — так, возникали серьезные разногласия между «Газпромом» и Eni, рассматривалась даже возможность выхода итальянского концерна из соглашения по «Южному потоку». Кроме того, компании-экспортеры Италии активно добивались снижения цены на российский газ.

Эксперт допускает возможное в ближайшем будущем обострение отношений между Москвой и Римом в газовой сфере. Но это никоим образом не связано с отставкой Берлускони. «Проблемы будут в том, что после устранения Каддафи ливийский рынок открыт для западных компаний — в том числе в силу географической близости для итальянской Eni. Нашим экспортерам будет трудно конкурировать с более дешевым газом из Ливии», — полагает Владимир Милов.

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов