В данном смысле эта история — про пределы возможного. Мы можем вести войну — но с Грузией, мы можем давить по всем фронтам — но на Таджикистан. Но вот надавить на Америку в деле Бута — не можем. И не только потому, что у нас нет американских гастарбайтеров. А потому не можем, что Америка просто круче нас. Нечем давить-то. И в Ливии нас тоже не послушали, и в Сирии не послушают. И на разных саммитах «двадцаток» и «восьмерок». Таков наш уровень — «из группы выйдем, но за медали не поборемся».
А еще история с летчиками — это история про честность. Вот я искренне не понимаю, почему Медведев говорил про облавы на таджиков как про случайное совпадение со скандалом в Курган-Тюбе. И почему Онищенко уверял нас, что именно теперь вдруг открылись ему ужасающие подробности таджикской антисанитарии и поголовной заразности.
Это не хитрость, не дипломатия — это в чистом виде глупость. Ведь в кои-то веки ситуация была в нашу пользу. С Бутом или Ярошенко такого не было. Против тех товарищей было достаточно оснований подозревать их в нехороших делах, а с Садовничим и Руденко, наоборот, была полная ясность, что таджики устроили подлянку и что наша святая обязанность спасти «российского и русского» летчиков.
И наше государство, на мой взгляд, не просто могло, а обязано было использовать все доступные методы. Сказать: ах так — тогда мы вышлем ваших приезжих, введем эмбарго, запретим ваши корнеплоды, перекроем какую-нибудь трубу. Это нормально! Мы же не бомбить их угрожаем. Хотя американцы, думаю, и пару авианосцев к берегам Таджикистана послать не погнушались бы в аналогичной ситуации.
Но мы устроили какие-то непонятные игрища, какую-то «несознанку» и сами превратились в посмешище и объект для критики. В ситуации, когда правда на нашей стороне.
Но, так или иначе, история разрешилась. Летков отпустили, а таджики сохранили лицо, освободив Руденко и Садовничего не как невинных, а с формальным приговором, да еще ни за что ни про что заграбастав два наших самолета.
Конечно, тень на «союзнические отношения» это бросило, но не более. Таджикистан довольно одиозное государство, а Рахмон — тот еще демократ. Так что дружить ему куда сподручнее с нашими правителями, чем с кем-нибудь из приличного общества.
Мы ровно по тем же причинам тоже продолжим дружить с Рахмоном. Даже формальных союзников у нас в мире не так много, а этот тип, при всех чудачествах, союзник неформальный, искренний.
А главное, что Таджикистан и Россия повязаны гастарбайтерами. Таджикистану выгодно, чтобы его народ ехал в РФ на заработки, не создавая проблем дома, где нечем заняться. Да еще и перечислял домой деньги в немалых количествах. Дворники, грузчики, строители — вот главный экспортный товар Таджикистана, а не какой-то урюк или хурма. А нам без гастарбайтеров тоже не обойтись. Не пойдем же мы сами дворы мести, кирпичи класть и вагоны разгружать.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов