По последним данным ЦИК, оппозиционный кандидат Алла Джиоева набрала 56,7 процента голосов, а Анатолий Бибилов — 40, сообщает ИТАР-ТАСС. Джиоева призвала своего оппонента признать поражение. «Победил достойнейший», — заявила она утром в понедельник, не дождавшись объявления официальных итогов голосования.
Нужно сказать, что данные штаба победительницы соответствуют практически всем подсчетам, которые вели независимые эксперты. Но, судя по всему, тут же начались попытки фальсификации результатов. Идет «обработка» членов Центризбиркома, на которых оказывается давление.
Казалось бы, России должно быть совершенно все равно, кто из кандидатов победить. Дело в том, что оба претендента на президентский пост — исключительно пророссийские политики. Других в Южной Осетии вообще нет, как нет и граждан, не поддерживающих интеграцию с РФ. Подтверждают это и данные соцопросов, согласно которым за объединение с нашей страной выступает около 92 процентов югоосетин.
Однако проигрыш Анатолия Бибилова — поражение лично руководства России. Он, по сути, кандидат от партии «Единая Россия» — то есть глава МЧС выдвиженец местного «Единства», с которым «ЕР» просто активно сотрудничает. Но это лишь формальность.
Так, накануне выборов в республике высаживался большой «десант» от «ЕдРа», агитирующий за Бибилова. Единороссы выступали перед избирателями на площади Цхинвала и по местному телевидению.
Получается, что голосование в Южной Осетии показывает уровень поддержки местного населения именно «Единой России», при том что его оппонент — женщина, к которым на Кавказе традиционно особое отношение.
Если учесть, что южноосетины — это в большинстве своем российские избиратели (более 90 процентов жителей республики имеют российский паспорт), то можно предположить, что и 4 декабря у «ЕР» в республике триумфа не будет.
Интересно, что же нужно совершить такого, чтобы благодарные России за защиту, помощь и деньги граждане Южной Осетии отвергли кремлевского кандидата? Видимо, переборщить с напором, спровоцировав протестное голосование.
К тому же республика слишком мала для того, чтобы можно было скрыть даже малейшие проявления коррупции и нечистоплотности. Судя по всему, осетины понимают, что, занимая высокий пост начальника МЧС, Бибилов не мог не знать, куда и кому уходит финансовая помощь из РФ.
Более того, неприязнь к чиновникам в принципе, видимо, дошла в ЮО до предела — голосование показало, что граждане готовы видеть президентом любого, кто не участвовал в распиле денег.
Сейчас у Кремля есть единственный достойный выход — подтвердить легитимность итогов выборов и начать сотрудничать с Джиоевой, а не провоцировать конфликт, могущий привести к хаосу.
Комментирует Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Победа Аллы Джиоевой на выборах главы Южной Осетии не связана с тем, что ее соперника Анатолия Бибилова поддерживала российская партия «Единая Россия». «ЕР» — чисто бюрократическая формация, не имеющая отношения к национальным реалиям на Кавказе. Выбор же южноосетин в пользу Джиоевой объясняется внутренними проблемами республики, которые к РФ отношения не имеют.
Москва изначально поступила странно, поставив на главу южноосетинского МЧС. Кокойты не хотел уходить, намеревался в той или иной форме остаться у власти и иметь возможность распределять средства, поступающие в республику из России. Российские же власти хотели видеть в кресле президента Южной Осетии более подконтрольную фигуру. Нынешний глава республики, чтобы не портить отношения с Москвой, был вынужден делать вид, что поддерживает выбранную кандидатуру. Реально же элита, стоящая за Кокойты, делала ставку на генерального прокурора.
В лице же Джиоевой простые жители видели реальную оппозицию действующей власти, частью которой являлся и поддерживаемый Кокойты на словах Бибилов. Той самой власти, которой очень многие здесь недовольны.
И после победы Джиоевой сложилась интересная ситуация: и «Единая Россия», и нынешний президент республики оказались в проигрыше.
Нельзя, однако, говорить о проигрыше России. Все политические силы внутри Южной Осетии ориентируются исключительно на нашу страну. И мыслят они себя в связке с РФ или даже внутри нее.
К выборам местного президента нужно относиться так же, как это делают сами южноосетины, — как к выборам региональным, на которых проблемы самой республики намного важнее, чем оказание поддержки кандидату от «ЕР». В отношении российских федеральных выборов действует другое правило: голосуй за существующую систему, которая дала южноосетинам в том числе и независимость.
Поэтому не будет ничего удивительного в том, что и Южная Осетия проголосует точно так же, как и соседние ей кавказские регионы РФ, — за «Единую Россию».
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов