В Южной Осетии пройдут повторные президентские выборы и акции неповиновения

Комментирует Андрей Суздальцев,

доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Исход выборов решил голос Верховного суда

Исход выборов решил голос Верховного суда
Верховный суд Южной Осетии признал результаты второго тура президентских выборов недействительными. Повторное голосование пройдет 25 марта. В выборах сможет принять участие проигравший Анатолий Бибилов. Алла Джиоева баллотироваться не имеет права.
29 ноября 2011
Президентские выборы в Южной Осетии проходили в два тура. В первом, состоявшемся 13 ноября, Алла Джиоева и Анатолий Бибилов набрали почти равное количество голосов. Основная «схватка» произошла 27 ноября во время второго тура. После подсчета голосов стало понятно, что победил кандидат от оппозиции, а не прокремлевский ставленник.

 

Проигрыш Анатолия Бибилова — поражение лично руководства России. Он, по сути, кандидат от партии «Единая Россия» — то есть глава МЧС, выдвиженец местного «Единства», с которым «ЕР» просто активно сотрудничает. Но это лишь формальность. Так, накануне выборов в республике высаживался большой «десант» от «ЕдРа», агитирующий за Бибилова. Единороссы выступали перед избирателями на площади Цхинвала и по местному телевидению. Получается, что голосование в Южной Осетии показывает уровень поддержки местного населения именно «Единой России», при том что его оппонент — женщина, к которым на Кавказе традиционно особое отношение.

Независимые иностранные наблюдатели отметили, что в целом выборы носили демократичный характер.

Согласно данным председателя ЦИК Южной Осетии Беллы Плиевой, по предварительным итогам, на 74 избирательных участках из 85 за Джиоеву проголосовали 56,74 процента избирателей, за Бибилова — 40 процентов. Против обоих кандидатов проголосовало чуть больше одного процента.

Однако партия «Единство» обжаловала результаты выборов в Верховном суде Южной Осетии. Она подала иск на действия сторонников кандидата в президенты Аллы Джиоевой и на Центральную избирательную комиссию, которая якобы не пресекла эти действия. Сегодня ВС республики этот иск удовлетворил.

Оглашая решение, председатель Верховного суда РЮО Ацамаз Биченов заявил, что «суд счел показания свидетелей, допрошенных в суде, достоверными и объективными. Также суд посчитал достоверными и объяснения, изложенные в материалах и представленные в суд в качестве доказательств заявителями и прокуратурой, в том числе и на основании того, что они не были никем опровергнуты в судебном заседании».

Анатолий Бибилов выразил удовлетворение решением Верховного суда, назвав его «справедливым». «Я всегда говорил, что приму любое решение Верховного суда вне зависимости от того, будет ли оно в мою пользу или нет», — сказал он, отметив, что пока не принимал решения об участия в следующих президентских выборах. По его словам, это решение должно быть принято штабом и партией, которая его выдвигала.

Алла Джиоева, в свою очередь, заявила, что не собирается признавать решение Верховного суда, считая его незаконным. «У нас на руках 85 протоколов, подписанных председателями участковых комиссий, доверенными лицами господина Бибилова и моими. Они заверены печатью и констатируют, что никаких серьезных нарушений на участках не было. У меня на руках заключение международных наблюдателей, свидетельствующих о том же. О том, что выборы идут нормально и демократично, свидетельствовали и члены ЦИК на пресс-конференциях. В 20.00 было зафиксировано, что выборы состоялись. И уже после того, как предварительные результаты стали известны, они вдруг инициируют суд», — возмущается она.

В то же время представитель штаба Джиоевой назвал решение Верховного суда Южной Осетии захватом власти. «Произошел захват власти президентом, прокурором и главой Верховного суда. Мы соберемся и будем протестовать. Днем люди разошлись только с тем условием, что мы победили», — заявил он.

Парламент Южной Осетии на экстренном заседании назначил повторные выборы президента республики на 25 марта 2012 года. До этого непризнанной республикой будет руководить действующий президент Эдуард Кокойты. Но Джиоева не сможет в них участвовать, поскольку именно с ее стороны, по мнению ВС республики, допускались нарушения.

Комментирует Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Нарушения были и с той, и с другой стороны, однако суд принял во внимание только одну из них.

Решение Верховного суда республики связано с опасениями чиновничьей номенклатуры Южной Осетии оказаться в немилости у Москвы. Его можно назвать политическим, а не юридическим, со всеми вытекающими отсюда проблемами.

Это решение будет тяжело воспринято населением республики — будет раскол в обществе, а учитывая горячий характер жителей Южной Осетии и активную работу грузинского подполья, это может сильно расшатать политическую ситуацию в республике.

Кроме того, не стоит забывать о том, что Южная Осетия находится в сложном положении. Она искренне благодарна России за оказанную поддержку, но в республике сложилась совершенно криминальная ситуация с разворовыванием российской помощи.

Можно вспомнить и решение проблемы беженцев. Грузия практически решила этот вопрос, построив новые дома. А в Южной Осетии это уже сколько лет не могут сделать. Маленький город, маленькая республика, но все разбито по-прежнему, и это вызывает у людей усталость.

В интересах России, чтобы в Южной Осетии были порядок и легитимная власть, в противном случае это больно бьет по нашему престижу.


Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов