Южная Осетия: полномочия Кокойты истекли, переговоры с оппозицией не ведутся

Комментирует Валерий Соловей,

доктор исторических наук, профессор МГИМО

В Южной Осетии столкнулись интересы разных центров: от кремлевских до южно- и североосетинских

В Южной Осетии столкнулись интересы разных центров: от кремлевских до южно- и североосетинских
Ситуация в Южной Осетии после президентских выборов, результаты которых посеяли раздор в обществе, остается напряженной и все больше напоминает истерику.
7 декабря 2011
Победившая во втором туре голосования оппозиционерка Алла Джиоева заявила, что готовится к «инаугурации». Позже в прессе появились сообщения о том, что она будет просить политического убежища у России.

Из Южной Осетии вот уже вторую неделю приходят тревожные новости. Сторонники победившей во втором туре президентских выборов Аллы Джиоевой пытаются добиться признания результатов выборов, а не проведения нового голосования, которое уже назначено на 25 марта 2012 года. В нем Джиоева принять участия не сможет, поскольку ранее Верховный суд республики решил, что она и ее сторонники нарушили законодательство в ходе выборов.

Напомним, что поводом для отмены итогов второго тура голосования послужил иск от партии «Единство», которая поддерживает «прокремлевского» кандидата Анатолия Бибилова, проигравшего в президентской гонке. Верховный суд республики этот иск удовлетворил.

Сторонники Джиоевой в ответ подали жалобу на вердикт суда. Однако в последний момент сама экс-кандидат в президенты решила иск отозвать, поскольку не надеется на справедливое рассмотрение. Позднее она пояснила, что не успела формально отозвать жалобу, так как суд уже начал ее рассмотрение. «Это политическое судилище. В очередной раз нарушаются наши законные права, я явилась в суд, чтобы забрать свою жалобу, однако мне не предоставляют этой возможности», — цитирует ее слова «Газета.Ru».

6 декабря ВС республики оставил в силе решение от 29 ноября.

Кроме того, вот уже неделю Джиоева и ее сторонники проводят акции протеста в центре Цхинвали, требуя, чтобы ее победа была признана официально. Они провели переговоры с представителем президентской администрации РФ Сергеем Винокуровым, прибывшим в Южную Осетию, но компромисс так и не был достигнут.

Тем временем оппозиционерка, называя себя «избранным президентом», успела уже создать «госсовет», в который вошли, в частности, экс-министр обороны Анатолий Баранкевич, а также несколько бывших кандидатов в президенты Южной Осетии.

Парадокс в том, что Джиоева, заявлявшая о подготовке к инаугурации, вчера вдруг объявила о намерении просить политического убежища. Сначала страна, где желает укрыться «избранная, но непризнанная президентом» Джиоева, не называлась. Но спустя непродолжительное время стало известно о том, что оппозиционерка готова обратиться с такой просьбой к России, с «прокремлевским» кандидатом которой и пыталась бороться.

По словам представителя штаба Джиоевой, «одним из решений станет обращение к международным организациям с требованием вмешаться в ситуацию, также будет принято решение требовать у России политического убежища. Алла Джиоева считает, что ее сторонников подталкивают к принятию крайних решений, однако они не собираются сдаваться и будут бороться за правду до конца», передает «Газета.Ru».

Действующий президент частично признанной республики Эдуард Кокойты называет происходящее одной из форм «оранжевой революции». «Но она здесь не пройдет. Здесь все будет в соответствии с законами и конституцией и так, как решит народ Республики Южная Осетия», — цитирует его слова РБК.

При этом в ходе встречи с представителями общественности Кокойты призвал народ «призадуматься и не поддаться подкупу, шантажу и угрозам», так как на кон поставлено будущее Южной Осетии.

Доктор исторических наук, профессор МГИМО Валерий Соловей отмечает, что в Южной Осетии складывается нервическая ситуация, поскольку там столкнулись интересы нескольких центров: начиная от кремлевских и заканчивая южноосетинскими кланами, и даже североосетинскими. При этом «перепады настроения Джиоевой», по мнению Соловья, «во многом вызваны тем, кто на нее в данный момент повлиял».

«Конечно, никакой гражданской войны в Южной Осетии не будет. Это исключено. Это (южноосетины) очень немногочисленный народ, который прошел через тяжелейшие драматические испытания. Друг в друга они стрелять не станут», — считает эксперт.

По его мнению, у южноосетин крайне предубежденное отношение к Москве, потому что они считают, причем небезосновательно, что Россия, пользуясь финансовой и экономической зависимостью Цхинвали, пытается навязать кандидата, который неугоден самим южноосетинам.

Отвечая на вопрос, почему Джиоева решила обратиться именно к России с просьбой о политическом убежище, Соловей иронизирует: «А где она еще может его просить?»

«Это в некотором смысле пропагандистский ход. Она хочет показать, что не настроена враждебно по отношению к России. Я сказал «предубеждение», но у южноосетин предубеждение по отношению к Кремлю, а не по отношению к России», — говорит он, отмечая, что народ воевал не ради того, чтобы его лишали права выбора.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева