После выборов в российскую Госдуму между Сергеем Лавровым и Хиллари Клинтон произошел обмен «любезностями». Госсекретарь США высказала претензии российскому руководству за массовые нарушения права граждан на свободное волеизъявление: за кибератаки на независимые сайты накануне выборов, за вбросы и альтернативную арифметику в день голосования, а также за жестокий разгон демонстраций протеста избирателей, разгневанных фальсификациями.
Министр иностранных дел РФ ответил в духе «А у вас негров линчуют»: традиционно упрекнул американских чиновников в двойных стандартах и вмешательстве во внутренние дела других стран. А очередное заседание 18-го Совета министров ОБСЕ Лавров демонстративно проигнорировал.
Подобные столкновения между западными политиками и «встающей с колен» Россией случались и прежде, однако сейчас российским властям брошено слишком серьезное обвинение. Клинтон прямо назвала выборы нелегитимными, и многие западные политические лидеры с ней согласны. А это значит, что избранный 4 декабря состав Госдумы в их глазах не легитимнее собрания деревенского общества кактусоводов.
Возникает вопрос: что важнее для западных лидеров — декларируемые принципы или сохранение отношений, в первую очередь торгово-экономических? Готовы ли они оказать давление на руководство «энергетической сверхдержавы», снабжающей углеводородами половину Европы? И насколько упрямы окажутся наши «энергетические сверхдержавники»?
Ведь одно дело — поддерживать население в тонусе сказками про осажденную крепость, героически противостоящую западным агрессорам, которые мечтают навязать нам внешнее управление. И совсем другое — оказаться внутри этой сказки. Столкнуться с такими неприятными явлениями, как арест банковских счетов и недвижимости, ограничение торговли, списки невъездных чиновников.
Насколько серьезны намерения обеих сторон? Этот вопрос «Особая буква» задала Виктору Кременюку, заместителю директора Института США и Канады РАН.
По мнению нашего эксперта, до военного столкновения дело, конечно, не дойдет. Однако «у них свои принципы, у нас свои заморочки». Внутренняя политика Российской Федерации, с ее непереносимостью любой критики и любой оппозиции, для западного сознания неприемлема. Тем более что критические высказывания о политике других стран — это не вмешательство, это — оценка. «Вот если бы Клинтон направила сюда десять тысяч американцев, чтобы они тут проголосовали по поддельным паспортам, — это было бы вмешательство», — пошутил Кременюк.
Чем грозит России усугубление конфронтации? «Россия остается чужеродным элементом в обществе развитых стран, — считает наш собеседник. — И ее членство в «Большой восьмерке» становится все более бессмысленным. То, что делает российский режим, с точки зрения развитых стран неприемлемо. Возможно, речь пойдет о том, что самых одиозных деятелей российского режима перестанут пускать и в Европу, и в Америку. Как бы то ни было, останется отчужденность, останутся барьеры. А это значит, никакой модернизации: Россия не получит с Запада никаких новых технологий, никаких новых инвестиций. Да и прежние инвесторы будут потихоньку выводить свои вложения. Страну ждет прозябание на манер латиноамериканских республик XIX века».
Материал подготовили: Владимир Титов, Роман Попков, Мария Пономарева