«Сегодня я принял решение отказаться от депутатского мандата», — заявил теперь уже бывший спикер, отметив, что работал в Госдуме восемь лет подряд и сумел реализовать многое из того, что было задумано. «И хотя закон не накладывает никаких ограничений, в данный момент я не иду в Государственную думу, считая неправильным занимать должность председателя палаты более двух сроков подряд», — объяснил свой поступок Грызлов.
При этом Борис Вячеславович обратился к своим избирателям в Тульской области — по списку этого региона он избирался в Госдуму: «Я вам очень благодарен за то доверие, которое вы оказали «Единой России» и мне лично», — сказал он, пообещав, что будет выполнено все заявленное им в ходе избирательной кампании.
Грызлов запомнился россиянам своим высказыванием о том, что «парламент не место для дискуссий». Эта фраза пошла в народ и теперь прочно ассоциируется с этим политиком.
Тем временем в Госдуме и за ее пределами гадают, кто же может стать новым спикером палаты. Прогнозы Кремля и парламента расходятся. Источник Интерфакса в Думе пророчит на этот пост вице-премьера Александра Жукова, а «Газета.Ru», ссылаясь на администрацию президента, называет преемником Сергея Нарышкина.
По мнению ряда экспертов, уход Грызлова вызван начавшимся поиском такого спикера, который сможет вести диалог с оппозицией в условиях отсутствия конституционного большинства у партии власти. «Он (Грызлов) для этой роли не подходит. Грызлов руководил Думой в предсказуемой и комфортной обстановке, когда единороссы располагали там конституционным большинством. А сейчас ситуация несколько сложнее», — цитирует Интерфакс слова вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина.
Политолог Григорий Каковкин, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», более категоричен в оценках и называет произошедшее запоздалым решением беспомощной власти, которая в панике и истерике не знает, что ей делать.
По мнению эксперта, за восемь лет нахождения Грызлова в должности четвертого человека в стране невозможно вспомнить ни одной его внятной цитаты, чтобы можно было сказать, что он так сказал либо считает.
Иметь такого серого, неинтересного человека на высоком посту, считает наш собеседник, было позором для России. «И теперь, когда на Болотную площадь вышло, по разным оценкам, до 100 тыс. человек, власть поняла, что Грызлов может вызывать только отторжение. И он, может быть, под давлением, а может быть, сработал инстинкт самосохранения, решил перейти на казенную работу за зарплату», — предполагает Каковкин.
Сегодня, по его словам, желающих занять должность спикера парламента не так уж много. Все понимают, что в ближайшие годы не будет спокойной обстановки и уж тем более благодати.
Политолог уверен, что все посты были поделены еще до выборов. «Но сейчас, после Болотной, им приходится все перетряхивать — надо создать ощущение смены лиц, и власти будут всевозможными кадровыми перестановками этого добиваться», — отмечает он.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов