— Как можно оценить сегодняшнее выступление Владимира Путина?
Владимир Путин осваивает имидж Сильвио Берлускони. Но далеко не факт, что этот имидж понравится именно тем слоям электората, на которые он ориентируется. Реальной либерализации и демократизации курса Путина я не вижу. Я вижу только облегчение образа Путина. Я вижу такого фривольного Путина, который может нравиться гламурным барышням, но это не означает реальной демократизации.
— Был ли премьер готов к «неожиданным» вопросам?
Он отчасти был готов к интервью. Вместе с тем были озвучены и вопросы, которые явно не были заготовлены. То есть ситуация не была вполне под контролем Путина, что, на мой взгляд, свидетельствует о наступлении «перестроечных времен», при которых аппарат не всегда работает так, как запрограммирован.
На украинском государственном телевидении была похожая ситуация, когда во время «оранжевой революции» одна из сурдопереводчиц вместо очередной президентской реляции заявила, что выборы сфальсифицированы. Именно так начинаются революции.
— За все время путинского прямого эфира фамилия Медведева ни разу не прозвучала. Что это значит?
Это значит то, что «Единая Россия» проиграла, а Дмитрий Медведев оказался неэффективен как ретранслятор воли «вождя» — все это раздражает Путина. К тому же берлусконизация образа Путина исключала упоминание второго центрального имени.
— Сейчас все говорят, что Александр Жуков станет спикером Госдумы. При этом у Жукова есть слабое место: его сын в Лондоне задерживался за драку. Можно это использовать против него?
Такой «компромат» можно использовать против всех. Это не проблема. Потому что все дети правящей элиты обучаются за границей. Я не вижу здесь никакой проблемы.
Я лично общался с Виктором Черномырдиным, ныне покойным, — он очень высоко отзывался о Жукове. Он говорил, что Жуков, когда был председателем бюджетного комитета Госдумы, очень помогал правительству и делал все что надо.
В общем, эти компрометирующие материалы не имеют значения, потому что у всей правящей элиты дети находятся за границей.
— Жуков компромиссная фигура?
В известной степени да. Хотя он не является человеком команды Владимира Путина, но за последние 12 лет проявил лояльность его команде.
— Все-таки новый спикер — Нарышкин или Жуков? Ведь Сергея Нарышкина тоже прочат в председатели нижней палаты парламента…
Мое мнение: Нарышкин — лидер фракции «Единой России» в парламенте. Но как оно будет на самом деле, никому не известно. Хотя Сергей Нарышкин и сработался с Медведевым. Но такое решение было бы логичным с точки зрения правящих элит.
— Раскол в тандеме, который предсказывали, наступил сейчас или раньше?
Раскола не было и нет. Дмитрий Медведев был и остается членом команды Владимира Путина. И Медведев полностью подтвердил свою лояльность. Поэтому у Путина есть все основания внести его в качестве председателя правительства. Хотя многие видят главой кабинета министров других людей, в том числе Михаила Прохорова.
— Слово «тандем» больше не употребимо?
Нет, тандема больше не будет. С тех пор как Путин решил вернуться во власть, тандема нет.
— Михаил Прохоров в своей предвыборной программе обозначил идею освобождения Михаила Ходорковского. Что это значит?
Давайте честно скажем: Прохоров не будет президентом. Поэтому он может говорить все что угодно. Михаил Прохоров является виртуальным кандидатом Болотной площади. А Болотная площадь, безусловно, хочет освобождения Ходорковского.
— И Путин тоже готов помиловать Ходорковского. Он сказал об этом на «прямой линии».
Это, на мой взгляд, фэйк. Путин говорит, что если Ходорковский попросит помилования, то его помилуют. В общем, все это очень условно.
— И все же Болотная повлияла на Путина?
На самом деле да. Потому что он очень боится народных выступлений. Но он делает вид, что не повлияла. Он очень хочет, чтобы все это оказалось мороком и сном. Хотя есть предпосылки, что 24 декабря будет больше людей, чем 10-го. По одной простой причине: больше нет страха.
Перед 10 декабря многие боялись, что будут насилие и кровь. Но теперь очевидно, что крови не будет. Поэтому многие обыватели, которые банально побоялись выйти 10-го, готовы выйти 24-го.
Я сам пойду на митинг. До встречи на проспекте Сахарова.
Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов