Для начала проанализируем, кто таков есть Чуров Владимир Евгеньевич как индивидуум и личность. Опустим сопливое детство, прыщавое отрочество и мятежную юность и сразу перейдем к бодрой молодости.
Обладая двумя дипломами — журналиста и физика, — Владимир Чуров с успехом совмещал обе карьеры, занимаясь разработкой аэрокосмической аппаратуры и печатаясь в различных изданиях. В 1991 году он попал в Смольный, где и начал номенклатурную трудовую деятельность под руководством Владимира Путина. Тогда же у будущего главы ЦИКа появился и первый опыт политической деятельности — он стал депутатом Ленсовета.
Впрочем, по отзывам коллег, каких-либо ярких убеждений у журналиста-физика никогда не было. Он со всеми дружил и был вне политики. Что не помешало ему без малого десяток лет провести в рядах КПСС, потом засветиться в членах «Народной партии Свободной России» Александра Руцкого, а в Думу попасть вообще по списку ЛДПР, это было в 2003-м.
Спустя четыре года Чуров на безальтернативной основе стал председателем ЦИК РФ. И вот тут всплыло, что кое-какие убеждения у него все-таки есть. Вот что писал журнал «Огонек» сразу после этого назначения: «Среди прочего выяснилось, что Владимир Евгеньевич в каждой из них (написанных в разное время автобиографий — Ред.) благочестиво выводил: «православного вероисповедания». Его бывший коллега по фракции Алексей Митрофанов вспоминает, что в каждом городе, куда они вместе приезжали в составе разных депутатских делегаций, Чуров первым делом шел в храм. Более того, нынешний глава ЦИК — один из немногих чиновников высокого ранга, сподобившихся помолиться в домовых храмах В.В.Путина, устроенных в ряде его резиденций».
Второй неожиданностью стало то, что новый глава Центризбиркома страны по убеждениям вообще-то монархист. То есть сам институт выборов ему должен быть несколько странен, если не сказать чужд. Ностальгия по былой России — простите, Расее, — со всем ея престолонаследием, соборностью, эполетами и монаршей милостью, так и сочится со страниц полубеллетристской книжки Владимира Чурова «Тайна четырех генералов». Вот этого святого человека у нас и поставили организовывать всенародные выборы.
Теперь — «Чурова в отставку». Простите, а за что? Он никаких вбросов не организовывал, документов лично не подделывал, цифр не исправлял. Ему принесли — он систематизировал и огласил. За что ж в отставку?
Пожалуй, лучше всего обвинения Чурову сформулировал не кто-нибудь, а Владимир Семаго, не единожды депутат и, как это ни парадоксально, член регионального политсовета партии «Единая Россия»: «Чуров и его подвижники привлекли для реализации фальсификации результатов выборов председателей низовых организаций. Одновременно с этим аналогичные группировки-сообщества создавались на уровне регионов в структурах исполнительной власти при главах субъектов.
Параллельно с этим Федеральная служба безопасности РФ была мобилизована для технического обеспечения и проведения фальсификации выборов. А Министерство внутренних дел должно было обеспечивать защиту исполнителей этого замысла. И вероятнее всего, все действия заговорщиков координировались на самом верху.
Таким образом, налицо создание преступного сообщества с целью совершения нескольких тяжких преступлений. Напомню, что по Конституции РФ (глава 2 статья 3 пункт 3) «высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы». Это положение Конституции заговорщиками и было нарушено».
Эти слова Семаго были опубликованы сразу после выборов в «Новой газете». Правда, одного я не понял: если глубоко мною уважаемый бизнесмен и политик все это понимает — почему он до сих пор в рядах «ЕдРа»?.. Впрочем, это тема отдельного исследования.
Дело даже не в том, что «волшебник» Чуров наколдовал партии власти лишних процентов 20. Дело в том, что он повел себя нагло. Все эти заявления о том, что видеоролики о нарушениях на избирательных участках сняты заранее, что это были самые честные выборы за последние годы, что мы с вами «мелкие людишки», — все это уже является поводом для выдворения Владимира Евгеньевича за пределы Центризбиркома. И он это прекрасно понимает, не дебил ведь. Почему же он себя так ведет? Я подозреваю, что от страха.
Проблема в том, что отправить Чурова в отставку нельзя, его можно убрать только решением ЦИКа либо он должен сам подать в отставку. Поведение главы Центризбиркома уже ясно сигнализирует о том, что добровольно он не уйдет. ЦИК тоже не спешит его сливать, поскольку сам замазан по уши. Ведь вопрос упирается не в потерю работы, без дела эти товарищи не останутся ни при какой власти. Камнем преткновения является то, что Болотная и проспект Сахарова требуют не просто отставки, а расследования деятельности господина Чурова и его соратников.
И вот это уже не шутки. Потому что если логика Семаго будет принята — а ее нельзя не принять, — то вступает в силу статья 278 Уголовного кодекса РФ: «Деяния, направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет».
Чем может помочь себе человек в высоком государственном статусе, когда ему грозит от 12 до 20 лет? Пойти на сотрудничество со следствием и сдать заказчиков. Представьте себе, кого придется сдавать Чурову…
Меня беспокоит, что отставкой Владимира Евгеньевича народ удовлетворится. Понятно, что полетят головы всех председателей избиркомов и избирательных участков, где были зафиксированы самые наглые фальсификации, но это все пыль. Я считаю, что в отставку должны подать еще трое: Зюганов, Явлинский и Миронов. Сюда, конечно, нужно добавить еще и Жириновского, но мы живем в реальном мире.
Именно эти трое, оставаясь формальными и неформальными лидерами своих партий, сделали все, чтобы в стране сложилось то положение, которое мы сегодня наблюдаем. Самое избитое сравнение: во время лесного пожара звери перестают охотиться друг на друга и вместе спасаются от гибели. На лидеров нашей оппозиции законы природы не распространяются.
Уже с середины «нулевых» было понятно, что Путин и его команда — самый настоящий лесной пожар, с которым надо бороться всем миром. Но эти трое предпочли любыми средствами оставаться на положении придворных ворчунов. Да, мотивация разная: у дедушки Зю — желание сидеть в Думе, у Миронова — неистребимый уже холуеж, у Явлинского — аристократическое нежелание находиться на одном поле с предыдущими двумя, а заодно и со всеми остальными. Но результат один.
Сегодня созданы все условия для того, чтобы сменить эти надоевшие и, самое главное, бесполезные лица. Коммунисты с их демократическим централизмом могут просто поменять лидера на пленуме. С Хрущевым это прокатило. Справороссы слишком молоды в своих реально оппозиционных настроениях, чтобы закостенеть, — а значит, власть там может захватить некая молодая поросль. Явлинский, как человек с совестью, должен просто понять, что харизма уже не та, и честно уступить дорогу молодым.
Что же касается оппозиции несистемной, то здесь все произойдет само собой. Лимонов никогда ни с кем не будет консолидироваться, поскольку обожает только себя любимого и говорить с ним бесполезно. Немцов, который всегда умел договариваться, после последних скандалов с прослушкой уйдет на вторые роли. Чирикова будет сотрудничать, пересиливая себя, чисто из любви к зеленым насаждениям. Удальцов с Навальным продолжат зарабатывать необходимый революционерам каторжный стаж. Прохоров с Кудриным объединятся и создадут новую партию с неясной идеологией и туманными идеалами.
В результате фронтменами движения останутся просто порядочные люди, не делающие карьеры в политике, — Каспаров, Акунин, Шевчук, — а рулить и организовывать останется кто-нибудь наименее одиозный из политиков профессиональных. Например, Рыжков.
А потом выйдет Ходорковский. Тут-то все и начнется…
Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов