Стремительный взлет популярности Алексея Навального породил массу конспирологических теорий и завистливых анафем самого разного характера: от тезиса «Навальный — проект ЦРУ» до «Навальный — проект Кремля». Однако, как известно, конспирология — враг разума. Мир значительно проще, чем кажется, и причины популярности Навального также очень просты.
Во-первых, Навальный умен и креативен. Во-вторых, не замаран прошлым — он не был ни премьером у Путина, ни вице-премьером у Ельцина. В-третьих, Алексей не зашорен идеологически, декларируемая им идейная платформа национал-демократии одинаково приемлема и для либералов, и для националистов. В-четвертых, Навальный харизматичен, что убедительно продемонстрировал митинг 24 декабря. А с харизмой у оппозиционных политиков уже долгие годы имеются огромные проблемы. И, наконец, в-пятых, Навальный до последнего момента был подчеркнуто непартиен и надпартиен — он ухитрился не вляпаться ни в одну партийную историю, и в нынешних условиях это бесспорный плюс. Беспартийный Навальный приемлем в качестве единого оппозиционного и гражданского лидера для всех.
Однако эти «нынешние условия» рано или поздно закончатся — Алексею Навальному необходимо расти как политику. Его кандидатура на президентских выборах была бы поддержана аудиторией Болотной площади и проспекта Сахарова. Поскольку вопрос честности выборов 4 марта не стоит, а сам Навальный все сроки регистрации в качестве кандидата пропустил, находясь под административным арестом, принять участие в предвыборной гонке у него не получится. В следующих выборах, честных и свободных, шансы Навального как консолидирующей фигуры гражданского общества очень велики.
Одновременно, в свете грядущей либерализации партийного законодательства, у Навального, разумеется, появляется соблазн создать собственный партийный проект. Но большой вопрос, будет ли это для восходящей звезды российских площадей правильным шагом. Ведь Навальный как партийный вождь может растерять поддержку и либералов, и левых, и националистов, уже интегрированных в различные движения.
Комментирует Евгений Минченко, политолог, политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы
Из всех политиков, выступавших на митинге 24 декабря, Алексей Навальный выглядит наиболее перспективной фигурой в качестве лидера успешной партии. При этом нужно учитывать, что все остальные политики, присутствовавшие там, неперспективны вообще. Блогер выигрывает на таком фоне очень сильно.
При создании партии, если такое произойдет, все будет зависеть не от персонального рейтинга Навального, а от того, удастся ли ему организовать жизнеспособные структуры поддержки в регионах. Если он привлечет в свою партию популярных людей регионального уровня, проект заработает.
Партия Алексея Навального будет популистской. С очень размытой политической платформой.
В целом популистская партия — это сегодня нормально. В мире вообще больше не работают политические организации с жестким членством. Время «партийных машин» закончилось, когда мы получили развитые радио и телевидение. После этого партии с четкими политическими программами стали неэффективны. Окончательно «партийные машины» были похоронены развитыми социальными сетями.
Грамотный проект представляет собой конгломерат различных движений с собственной тематикой, региональной проблематикой. Ярким примером подобной структуры является Демократическая партия США.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов