О том, что Алексею Кудрину неплохо было бы заняться политикой, экспертное сообщество поговаривало давно — с того момента, как с поста лидера «Правого дела» был с грохотом низвергнут Михаил Прохоров. Тогда активно обсуждались перспективы управляемой либеральной политической силы — без нее партийный фэн-шуй Кремля не складывался. Прохоров поссорился с Сурковым и Медведевым всерьез и надолго, а сместившие олигарха заговорщики Дунаев и Богданов хоть и являются опытными рейдерами, но обладают нулевой политической потенцией и никуда, кроме как к краху, «Правое дело» не приведут.
Впрочем, было ясно, что мало кто захочет теперь мараться о бренд непоправимо дискредитированного «Правого дела». Тем более не захочет расчетливый и умный Кудрин.
Вроде как «правильная» правая партия нужна и вроде как Алексей Кудрин вполне подходит на роль ее лидера (или одного из лидеров), но это должно было быть не «Правое дело», а совершенно новый проект.
По мере того как под влиянием декабрьских народных выступлений политическая ситуация в стране менялась, необходимость такого рода партии лишь усиливалась. Озвученные президентом меры по упрощению партийной регистрации предполагают, что свои партийные проекты ринутся создавать многие политические силы, по большей части нелояльные действующим властям. В этих условиях возрастает необходимость в партиях, уже не управляемых стопроцентно из Кремля, но дружественных ему. Тем более на фоне электорального и имиджевого краха «Единой России» и возрождения в российской городской среде популярности демократических и либеральных идеологем.
Нужна партия, очищенная от единороссовской одиозности, партия, лидеры которой одинаково органично смотрелись бы и на трибуне митинга «За честные выборы», и за одним столом с Владимиром Путиным.
Однако, возможно, мотивы Кудрина не исчерпываются одним лишь желанием помочь своему другу, Владимиру Владимировичу, преодолеть сложный политический кризис. Не все в нашей стране, к счастью, объясняется и исчерпывается одним лишь Путиным.
Так, различные бизнес-элиты, осознав, что правила игры после 12-летнего застоя могут начать меняться, скорее всего, уже ищут новые инструменты лоббирования и политического прикрытия. Опытнейший, досконально знающий все коридоры и кабинеты власти Кудрин, имеющий к тому же прямой доступ «к телу» (что пока еще немаловажно), — это идеальный лоббист. Человек, способный преобразовать обычные для путинской России коррупционные методы защиты и продвижения бизнеса во вполне респектабельный лоббизм североамериканского образца.
Вполне вероятно, что Алексея Кудрина подталкивают к активным действиям на ниве партстроительства некоторые круги крупного российского бизнеса, желающие, чтобы выразителем их «классовых интересов» была бы политическая структура во главе с влиятельным лидером, не запятнанная излишним верноподданичеством, но и не являющаяся чрезмерно, до маргинальности оппозиционной.
Вызывает также интерес то, что Кудрин говорит о переговорах по созданию партии очень уж задолго до следующих парламентских выборов — аж за пять лет. Обычно все же новоиспеченные проекты стартуют не с таким большим временным запасом. Может быть, Кудрин, как человек информированный, знает, что нынешней Думе «версии 6.0» жить осталось не так уж долго и пресловутые перевыборы, которых добивается оппозиция, обязательно состоятся.
Комментирует Евгений Минченко, политолог, политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы
Не понятно, с кем именно ведет консультации Алексей Кудрин по поводу объединения либеральных и демократических сил. Если это люди, при чьей как бы организации в декабре прошлого года прошли акции протеста в Москве, то из всех более-менее прилично, не маргинально, выглядит только Владимир Рыжков. У остальных с имиджем, мягко говоря, не очень хорошо.
Вообще же политическая стратегия Кудрина исходит из предположения, что Дмитрий Медведев окажется слабым премьер-министром, а Владимир Путин в рамках решения своих политических задач будет вынужден ужесточать свою риторику по отношению к Западу. Кудрин планирует дождаться, когда новое правительство во главе с нынешним президентом провалится, отношения с Западом будут запущены, а он окажется для руководства страны необходимым человеком. И как финансист, и как тот, кто способен эти отношения нормализовать.
Поэтому сегодня Алексею Кудрину чисто формально нужна какая-то структура, чтобы быть не просто «бывшим министром финансов», а лидером некой политической организации.
Думаю, относиться к этой структуре серьезно он не будет и вкладываться в ее раскрутку тоже не станет.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов