Главное, что бросается в глаза при чтении опубликованного на путинском сайте документа: там фактически отсутствует оценка произошедших в минувшем декабре событий — массовых акций протеста, вызванных нечестными думскими выборами. Перемены, начавшиеся в общественном сознании, Владимира Владимировича, похоже, никак не волнуют. Тому самому среднему классу, «разгневанным горожанам», заполнившим улицы российских городов, Путин ничего не обещает, никак не реагирует на их требования демократизации политической системы.
Хотя авторы путинской «базовой программы» признают не соответствующими требованиям времени некоторые стороны российской экономики (ее тотальную зависимость от экспорта углеводородов), в области оценки политической ситуации нет и намека на рефлексию и желание перемен.
Судя по всему, Владимир Путин окончательно отказался от борьбы за так называемый креативный класс — мелкую буржуазию, городскую молодежь, за новоявленных российских яппи. Эта публика «национального лидера» разочаровала, поскольку требует от него чего-то непонятного. Вещей, необходимость которых для страны им совершенно искренне не осознается, — свободных выборов, отсутствия политической цензуры, искоренения клановости и коррупции и тому подобной «ерунды».
Главная опора Путина на предстоящих выборах — патерналистские слои, те «старые русские», которые живут телевизором, не ездят за рубеж, тотально зависимы в экономическом плане от бюджетных подачек. Разумеется, эти люди не прочитают «базовую программу», выложенную на сайте, — они вообще сайты не читают. Но именно таким языком, языком посулов, обещаний дать всем все и сразу, Путин и будет общаться с электоратом. Стилистика его предвыборной кампании определена, и в ней нет ничего нового.
Комментирует Александр Нагорный, политолог
Предвыборная программа Владимира Путина написана простым языком. Председатель правительства сконцентрировался на социальных и экономических обещаниях, не затрагивая ни идеологию, ни политическую сферу. Фактически документ идет вразрез с предложениями Дмитрия Медведева о либерализации избирательного законодательства. То есть нынешний премьер обходит тему, поднятую «несогласными», вышедшими в декабре на акции протеста. Это показывает, что никакого тандема нет, а есть противоборство группировок во власти.
Сейчас высказываются мнения, что Путин, составляя документ, не стал делать ставку на так называемый средний класс. Однако точного определения, что такое средний класс в нашем обществе, представлений о его структуре нет. И говорить о том, что глава правительства исключил из поля своего внимания пожелания среднего класса, представители которого якобы и вышли на акции протеста, некорректно.
Электорат Владимира Путина не верифицируется классово. Также нельзя говорить и о какой-то однозначной реакции избирателей на представленную главой правительства предвыборную программу. Люди из разных слоев общества отдадут ему свои голоса по разным причинам. Как видно из данных соцопросов, однозначно за Путина будут голосовать села и малые города, на которые губернаторы традиционно имеют большое влияние. Поставит галочку напротив его фамилии и часть мелких предпринимателей.
Население же больших городов разделится примерно на два равных лагеря: за и против. Многие согласятся с тезисом, что альтернативы Путину нет. Кто-то пойдет на выборы с мыслью «лишь бы не было войны» или отдаст свой голос в пользу нынешнего главы правительства, опасаясь в случае его поражения дестабилизации в обществе — политической и экономической.
В целом предполагаю, что Владимир Путин станет президентом страны в результате мартовских выборов. Конечно, в будущем сложатся совершенно иные условия, и когда социальные претензии населения сольются с политическими, тогда и возникнет реальное мощное оппозиционное движение, объединяющее всех недовольных.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов