Лукашенко пообещал Белоруссии политические реформы

Комментирует Андрей Суздальцев,

доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Эхо «Болотной — Сахарова» докатилось до Белоруссии

Эхо «Болотной — Сахарова» докатилось до Белоруссии
Вслед за российским руководством президент Белоруссии Александр Лукашенко тоже заговорил о политической реформе, которую собирается провести после парламентских выборов, намеченных на сентябрь 2012 года.
19 января 2012
«Батька» признался, что подумывает об изменении политического климата в стране. «Мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире. Конечно же, мы и приспосабливаться будем, и модернизировать нашу политическую систему», — заявил он.

В интервью китайским СМИ Александр Лукашенко рассказал: «Проведем парламентские выборы. И думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу или реформу политической системы нашей страны». По его словам, катастрофы в стране в этом плане нет, однако надо всегда быть на шаг впереди тех процессов, которые будут происходить. «Я об этом говорю впервые, но обдумывал этот вопрос давно, обсуждал эти проблемы. И мы потихонечку будем в этом направлении двигаться», — отметил белорусский лидер.

Вместе с тем политологи сомневаются, что «Батька» когда-нибудь перейдет от слов к делу. Они считают, что он в принципе не способен на политические реформы, тем более те, которые бы затронули его практически ничем не ограниченную власть.

В частности, так считает Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики. «Это жесткий авторитарный режим, поэтому даже в теоретическом плане Лукашенко никакие политические реформы провести не может», — говорит он.

Белорусский режим, по словам эксперта, замыкается на личности главы государства. И если вся эта пирамида его лишится, то она рассыплется или, во всяком случае, исчезнет. «У Лукашенко идет четвертый срок на должности президента, и он уже готовится к пятому сроку. Именно поэтому все силы политического класса, истеблишмента власти бросаются на то, чтобы его сохранить на этом посту», — уверен наш собеседник.

Все эти чисто имитационные заявления о реформах, продолжает Суздальцев, связаны с тем, что 2011 год был очень тяжелым — был тяжелый кризис, который привел к определенным политическим последствиям. «Впервые население увидело, что белорусская власть не контролирует собственную экономику и у нее нет реальных планов выхода из кризиса, а надежда есть лишь на внешнюю помощь, которую они в декабре в итоге получили», — подчеркнул он.

Второй момент — после теракта 11 апреля также выяснилось, что власть, в общем-то, не владеет и политической ситуацией в стране и развивается независимо от их желаний. На это «Батьке» пришлось как-то реагировать, потому что в стране явно идут изменения.

«Третье — политическое руководство Белоруссии очень обеспокоено заявлениями кандидата в президенты Владимира Путина и особенно действующего президента Дмитрия Медведева, которые не только предлагают какие-то серьезные политические изменения в России, но даже конкретные законы. Руководство республики опасается, что вот эти веяния российской политической модернизации, которые сейчас начинаются, перекинутся и на Белоруссию. Поэтому Александр Лукашенко и пытается опередить эту ситуацию», — убежден политолог.

Белоруссия находится на российском обеспечении, и в реальности она без этой поддержки существовать не может, говорит Андрей Суздальцев. Поэтому нужно понимать, что российское руководство оказывает влияние и на политические процессы в республике. То, что говорит Путин, он говорит не только для РФ, но и для других государств, в первую очередь для Белоруссии. И на этом фоне Лукашенко оказывается замшелым, устаревшим диктатором, хватающимся за власть во что бы то ни стало.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов