Медведев провел кадровые перестановки, в которых уже увидели признаки раскола в тандеме

Комментируют Дмитрий Абзалов, Георгий Сатаров

Командный вид спора

Командный вид спора
В последнее время кадровая политика уходящего президента все чаще входит в противоречие с интересами его старшего товарища по правящему тандему.
31 января 2012
Так, члены волгоградского избирательного штаба Владимира Путина предложили не утверждать в должности исполняющего обязанности губернатора Волгоградской области Сергея Боженова, назначенного президентом Дмитрием Медведевым после досрочной отставки главы региона Анатолия Бровко, и выдвинули вместо него генерала ФСБ Сергея Кокорина. По мнению «верных путинцев», назначение Боженова «вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе» и «не может способствовать при голосовании 4 марта 2012 года авторитету нашего лидера Путина В.В.». Однако Дмитрий Медведев проигнорировал столь недвусмысленный намек и не отказался от идеи поставить Боженова во главе области. Президента поддержали в его настойчивости волгоградские единороссы, решившие единогласно поддержать президентского назначенца.

Кроме того, Администрация президента планирует коренным образом обновить состав руководителей госкомпаний. Самые существенные замены, которые внес Кремль на рассмотрение Белого дома, касаются нефтяных и энергетических компаний.

В частности, предполагается заменить вице-президента «Роснефти» Ларису Каланду на бывшего депутата Госдумы и бывшего владельца «ЭМАльянса» Евгения Туголукова. Каланду АП предлагает вывести и из совета директоров «Транснефти», а на ее место назначить первого вице-президента «Газпромбанка» Михаила Гришанкова, который также рекомендован в совет директоров «Росспиртпрома».

Кроме того, Кремль предлагает заменить в «Транснефти» вице-президента РАН, председателя совета директоров «Роснефти» Александра Некипелова на управляющего партнера банковской группы Lazard, спецпредставителя президента Франции по развитию франко-российских отношений Жан-Пьера Тома. Из совета директоров «Роснефтегаза» также предлагается вывести главу «Транснефти» Николая Токарева, а вместо него назначить сына главы администрации Сергея Иванова, председателя правления СОГАЗа Сергея Иванова.

Кадровые перемены ожидаются и в ФСК ЕЭС и «РусГидро».

По неофициальной информации, список кандидатов составлял помощник президента Аркадий Дворкович.

Как отмечают аналитики, с престижных должностей выводятся в основном люди вице-премьера Игоря Сечина, курирующего ТЭК. Есть мнение, что кампания по ротации руководства госкорпораций — это удар именно по Игорю Сечину.

Вице-премьер Сечин, питерский уроженец, которого называют «серым кардиналом» команды Путина, в 2010 году удостоился лестной характеристики — журнал Forbes включил его, вместе с Медведевым и Путиным, в список самых влиятельных людей мира. «Кремлевский нефтяник надзирает за богатыми природными ресурсами. Занимается укреплением власти государства над нефтегазовой индустрией», — писал журнал. До того, как Путин объявил о решении вернуться в Кремль, именно Сечина многие рассматривали как потенциального кандидата в президенты от партии власти.

С 2008 года системные либералы ожидали раскола тандема и второго пришествия демократии. Однако нечто похожее на ожидаемую ими «войну кремлевских башен» началось только сейчас, когда до окончания президентских полномочий Дмитрия Медведева осталось меньше полугода. В чем причина внезапно обострившегося противостояния «команды Путина» и «команды Медведева»?

Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, убежден, что говорить о «войне кремлевских башен» вряд ли уместно. События в Волгограде отображают противостояние местных элит, которые после свертывания демократии в середине «нулевых» из сферы публичной политики перешли в область византийских аппаратных интриг. Что же касается наступления на позиции Сечина, то оно, по мнению нашего собеседника, объясняется чрезмерным усилением вице-премьера, которое вызывает неодобрение как у президента, так и у премьера. «Это было согласовано с Путиным, иначе и быть не могло», — полагает Абзалов.

Иной точки зрения придерживается президент фонда прикладных политических исследований ИНДЕМ Георгий Сатаров. В волгоградских и московских событиях он усматривает симптомы раскола в элитах.

«Конкуренция команд подпитывается изменившимися общественными настроениями и более напряженной ситуацией, — полагает он. — Усугубляется раскол на «силовиков» и «либералов», точнее, на сторонников двух стратегий реакции на политические перемены. Одни выступают за гибкую стратегию поведения. Другие — за ригидную, за всемерное ограничение протеста. Кто из них возьмет верх — это зависит от динамики протеста».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов