Гипотетическое правительство Сергея Миронова было бы коалиционным — в нем нашлось место и единороссам, и коммунистам, и яблочникам, и даже Алексею Навальному. Именно эта разноплановость и показывает, что главная цель обнародованного списка — привлечение голосов избирателей, и не более того.
Безусловно, в идеальной парламентской республике подобное правительство могло бы работать продуктивно и органично, однако в России ничего, кроме хаоса, от этого микста идей и людей быть не может, хотя почти все из гипотетических министров — грамотные профессионалы.
Вместе с тем ассорти из популярных в разных слоях общества лиц может дать бывшему спикеру Совета Федерации реальные голоса избирателей уже в первом туре. И дело даже не в наборе персоналий, каждый из которых имеет своих приверженцев, — вопрос в той части электората, которая точно знает, что не будет голосовать ни за Владимира Путина, ни за Михаила Прохорова. (Исключим и принципиальных сторонников Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского.) Именно эта часть россиян находится сейчас в самой тяжелой ситуации.
Не все те, кто на декабрьских выборах поддержал «Справедливую Россию», готовы повторить свой шаг в отношении ее лидера. И заявление Миронова о тех, с кем он бы предпочел работать, — грамотный пиар-ход.
Общество и эксперты, без сомнения, сейчас начнут обсуждать персонально и кандидатов, и предложенные им посты, забыв, что выиграть лидер эсеров может только в одном случае — если от участия в гонке разом откажутся и Владимир Путин, и руководитель КПРФ. За дискуссиями и перепалками люди забудут, что все это — личная инициатива Сергея Михайловича, а не обязанность кандидата в президенты, и начнут упрекать соперников по борьбе за пост в отсутствии подобных предложений.
Хотя Геннадий Андреевич регулярно говорит, что в КПРФ есть достойные профессионалы на все должности, поименно он их не называет. Михаил Прохоров спорадически вербализирует список лиц, могущих стать премьерами в его команде. А ведь играть в своеобразную «стратегию» с расстановкой ключевых фигур — занятие азартное и интересное, политически активная публика воспринимает это на ура. «Что было бы, если…» может стать своеобразным ноу-хау российской предвыборной гонки.
И с этим Сергей Миронов, пожалуй, опередил всех. Другое дело, что любой разумный анализ покажет: правительство Миронова может существовать только на агитационном плакате. Во-первых, часть политиков из «списка Миронова» от работы с ним отказались бы по разным причинам. А во-вторых, слишком уж разношерстную компанию выбрал справоросс — вряд ли эти люди могли бы сработаться в сплоченный коллектив.
Принцип «всем сестрам по серьгам» срабатывает только во время предвыборной кампании, в действительности такого рода смесь ни к чему хорошему не приводит.
Комментирует Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Оглашение своего будущего правительства является сугубо предвыборным шагом Сергея Миронова и с его реальными планами имеет мало общего. Сегодня сложилась ситуация, когда все кандидаты в президенты, кроме Владимира Путина, могут обещать избирателям в случае своего прихода к власти все что угодно. Никто из них реально не ожидает, что победит на выборах. Единственная интрига — пройдут ли выборы в один тур или в два. В конечной же победе нынешнего главы правительства не сомневается никто. Поэтому и Прохоров, и Миронов разразились в последнее время инициативами, не имеющими шансов на реализацию.
Лидер «Справедливой России» таким шагом пытается привлечь на свою сторону протестный электорат. На декабрьских выборах партии это удалось, она значительно улучшила свой результат. Миронов к тому же понимает, что население устало не только от нынешней власти, но и от «вечной» оппозиции. И эсеровец пытается создать иллюзию притока новой крови, свежих лиц.
Миронов сегодня сильно обижен на Путина, понимая, что именно глава правительства стоял за его отставкой с поста председателя Совета Федерации. Этим и объясняется уход «СР» в жесткую оппозицию к власти на думских выборах. С другой стороны, Миронов — системный политик, понимающий, что существовать он сам как политик и его партия в том или ином виде могут только в той системе, гарантом которой является Владимир Владимирович.
Поэтому полноценной оппозицией, имеющей реальную альтернативную программу развития страны, «Справедливую Россию» и самого Миронова назвать нельзя. В коренном изменении нынешней политсистемы он не заинтересован. С ее крахом в игру придут новые люди, новые лица.
Если предположить, что Сергей Миронов все же пройдет во второй тур, он, несмотря на все заявления о готовности стать президентом переходного периода, попытается подороже продать свой результат тому же Путину. За счет поста премьера и других ключевых постов в правительстве для своих сторонников. Сам же Путин, конечно, будет что-то обещать оппоненту во втором туре, независимо от того, кто им станет, и угрожать компроматом. С таким пряником и кнутом и Миронов, и любой другой претендент пойдут на попятную и дадут главе правительства выиграть.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов