Заявление тем более неожиданное, что все предшествующие годы Юргенс был убежденным «медведевцем» и продвигал идею второго срока нынешнего президента. Теперь же он возражает даже против назначения Дмитрия Анатольевича премьер-министром. Однако столь резкую смену позиции глава ИНСОРа обосновывает с позиций макроэкономической стратегии.
В случае если правительство возглавит Медведев, российская экономика, по его мнению, будет двигаться по курсу, намеченному в недавней статье Владимира Путина. А этот курс подразумевает существенное участие государства в экономике. «Мы аккуратно поступаем с госкорпорациями, без массовых приватизаций, аккуратно действуем с госзаказом и социальными мандатами. И в этом случае через два года Россия ударяется в стену на скорости 140 километров в час», — рисует перспективу эксперт.
И совсем иначе будет развиваться отечественная экономика под руководством Кудрина:
«Иностранные инвесторы в восторге. Макроэкономическая стабильность соблюдена. Кудрин начинает аккуратно и не больно подрезать 20 триллионов военного бюджета, снижать индексацию пенсий и раздутых военных зарплат. Происходит приватизация существующих монополий — как сырьевых, так и транспортных. Объявляется прорывной проект по созданию параллельного, частного «Газпрома». В естественных монополиях идет приватизация пусть и не контрольных пакетов акций, но в эти монополии запускаются частные компании, которые заинтересованы в прозрачности и эффективности. И тогда страна обгоняет уже в этом году по своему росту Бразилию и становится интеллектуальным лидером БРИКС».
Экономист Никита Кричевский, которого мы попросили прокомментировать позицию главы ИНСОРа, был отчасти удивлен случившейся сменой ориентиров института и лично Юргенса. «Господин Юргенс всегда был промедведевским человеком, он активно агитировал Медведева идти на второй срок, надеясь получить в будущем некие преференции».
Однако наш собеседник не усматривает в этом ничего из ряда вон выходящего: «Я думаю, что господин Юргенс достаточно чутко ориентируется в политике и социальной сфере. Он понимает, что за Алексеем Кудриным будущее. Хотя его и отстранили от должности, он остается серьезным актором российской политики. И его дни далеко не сочтены. После избрания нового президента, которым, скорее всего, станет Путин, Кудрина ждет новое назначение, соответствующее его навыкам и опыту».
Экономист также добавил, что не считает широкое участие государства столь губительным для экономики, как это представляют крайние либералы. В качестве примера успешных госкапиталистических стран он привел КНР, Южную Корею и Норвегию. В Норвегии государству принадлежат сырьевые, обрабатывающие и электроэнергетические предприятия — и «тем не менее Норвегия чувствует себя неплохо».
Вместе с тем он поддержал позицию Юргенса по личности потенциального премьера. «Воззрения Кудрина весьма прогрессивны. Нет ничего плохого в сокращении расходов бюджета и приватизации госпредприятий. Я бы предложил на пост премьера Кудрина и не стал бы предлагать Медведева», — сказал Никита Кричевский.
В свою очередь, депутат-справедливоросс Илья Пономарев, напротив, считает, что Игорь Юргенс был и остается «верным медведевцем», а его заявление — политическая игра:
«На самом деле взгляды Медведева и Кудрина близки — оба относятся к неолиберальному лагерю. Когда Дмитрий Анатольевич отправил Кудрина в отставку, последний выдумал теорию, будто президент выступает за наращивание государственных расходов, и на этой почве между ними произошел разлад. На самом деле увеличение госрасходов — идея Путина, а конфликт Медведева и Кудрина носит исключительно межличностный характер».
Почему же «верный медведевец» Юргенс не хочет, чтобы его кумир возглавил правительство? По мнению Пономарева, главу ИНСОРа заботит политическое будущее Медведева.
«Сейчас должность премьера — абсолютно расстрельная. В случае победы Путина его власть будет нелегитимной, и она не будет восприниматься ни большинством населения, ни большинством элит. Премьер, кто бы им ни был, кладет карьеру на алтарь легитимации Путина. И Юргенс не хочет, чтобы это был Медведев. Кудрин — твердый пропутинский человек, а Медведев еще пытается дистанцироваться от Путина. Он может изобразить дело так, что его обидели в результате рокировки».
Материал подготовили: Владислав Полянский, Владимир Титов, Александр Газов